Старт в профессию пилота: советы абитуриентам и адреса учебных заведений

Землян много, и все мы очень разные. Но среди всех людей некоторая часть отличается особенным складом характера — неистребимым стремлением в небо, жаждой полета. Именно из них выходят лучшие пилоты гражданской и военной авиации. Но в приемные комиссии летных училищ приходят также другие абитуриенты. Кого-то просто повлекло за романтикой, кто-то увидел в лицензии пилота выгодные перспективы, кто-то идет за компанию с приятелем, одержимым небом.

В любом случае, каждому из будущих курсантов лучше знать заранее, что их ожидает при поступлении в летное училище и после окончания учебы. Для последующей успешной карьеры могут иметь значение многие моменты, о которых следует подумать еще до отправки документов в адрес приемной комиссии училища.

Военное или гражданское?

В какое летное училище поступить

Первое, что приходится решать будущему пилоту — какое училище предпочесть, гражданское или военное. В военных училищах строже требования, в том числе и дисциплинарные. Платят небольшую стипендию, обеспечивают форменной одеждой и жильем (в казарме). По окончанию вы получите не только высшее военное специальное образование, но вдобавок и гражданскую специальность «Эксплуатация воздушных судов». Главная проблема в получении специальности военного летчика в том, что в России осталось сегодня всего одно высшее военно-авиационное учебное заведение в Краснодаре, и набор туда бывает далеко не каждый год. Соответственно, конкурс высок и стать курсантом непросто. Обучение в военном училище бесплатное, направление может выдать военкомат. Там же абитуриенты смогут получить актуальные ответы на все вопросы, связанные с карьерой военного летчика.

Гораздо больше возможностей получить заветные корочки пилота гражданской авиации. Но тут следует вначале определиться, для чего эти самые корочки нужны, каковы ваши карьерные устремления и амбиции. Для полетов на легком спортивном самолете высшего образования не нужно, а вот для работы на больших лайнерах гражданской авиации необходимо не только высшее образование и диплом линейного пилота, но и много часов налета.

Обучение в учебных заведениях гражданской авиации может быть как бюджетным, так и на платной основе. Предстоят и другие расходы, связанные с учебой. Однако учиться в гражданском училище немного легче, да и требования к состоянию здоровья немного мягче, нежели в военном.

Что нужно для поступления

  • Хорошая физическая подготовка и безупречное здоровье. Абитуриенты проходят доскональное медицинское освидетельствование, и даже при отличных оценках в аттестате и высоких шансах сдать экзамены на «отлично» можно не пройти по здоровью. Более того: если в процессе учебы состояние здоровья ухудшится, студента вполне могут отчислить.
  • Возраст от 18 лет
  • Сдать экзамены по русскому языку (изложение) и математике, на некоторые специальности сдают также физику
  • Заключение о профпригодности, которое выдается после собеседования с психологами

Что ожидает выпускника летного училища: карьера и перспективы профессионального роста

Как и у водительских прав, свидетельства пилота могут быть разных категорий, и открывающиеся перспективы напрямую зависят от категории. Но не только категория важна: например, выпускники высших учебных заведений гражданской авиации сразу получают свидетельства коммерческого пилота, однако это дает им право только на полеты в качестве второго пилота на большинстве воздушных судов, причем существуют и ограничения. Это связано с малым количеством налетанных часов.

А для того чтобы стать линейным пилотом и получить возможность летать на больших авиалайнерах в качестве командира воздушного судна, по российским правилам требуется не менее 1500 налетанных часов. За границей требования к высшей категории пилотов несколько ниже, и получить заветные корочки там немного проще.

Однако в настоящее время в российской авиации положение меняется. Большинство пилотов, получивших специальность в советское время, уходят на пенсию, а у современных выпускников летных училищ возможностей получить необходимые летные часы намного меньше. Поэтому многие авиакомпании вынуждены снижать требования по количеству налетанных часов. Более того: авиакомпании буквально в очередь становятся за выпускниками, хорошо себя зарекомендовавшими. Дополнительные летные часы такие пилоты получают уже в учебных центрах компаний.

Если же стремления сделать карьеру в небе у вас нет, а корочки нужны только для полетов ради собственного удовольствия, можно не тратить время на учебу в летном училище. Проще пройти курсы в ближайшем аэроклубе. После выполнения ряда нормативов и сдачи экзаменов вам выдадут свидетельство пилота-любителя, которого будет вполне достаточно, чтобы летать в свое удовольствие на легких самолетах и вертолетах и вступить с легкой душой в «Летное братство».

Летное братство: что это такое

Летное братство

По официальным источникам, «Летное братство» — общественная организация,созданная выпускниками Харьковской военно-воздушной академии. На самом деле, под «летным братством» подразумеваются особенные отношения, связывающие всех, кто имеет отношение к авиации. Эти отношения основываются на дружбе и взаимовыручке. Например, а прежние времена летчик, оказавшись в безвыходной ситуации в любом городе, мог подойти к любому незнакомому коллеге и попросить помощи – денег, ночлега и т.д. И получить просимое. Долг возвращали неукоснительно — простым почтовым переводом или взаимной услугой. «Летное братство» подразумевало именно это — доверие, готовность прийти на выручку собрату по крыльям.

К сожалению, сейчас все это осталось в прошлом. В некоторых училищах и аэроклубах существуют свои традиции «посвящения в Летное братство», но это, скорее, исключения, чем повсеместный обычай. «Летуны» просто общаются в своей среде, по мере сил помогают своим — как это происходит и в других сообществах, объединяемых общей страстью, одним увлечением.

А девушки?

Девушки в летном училище

А вот девушкам путь в авиацию розами никто не устилает. До недавнего времени ни в одну академию ГА на летные специальности женщин не принимали, пока в 2007 году одна из абитуриенток не подала в суд на учебное заведение и не выиграла дело. Сегодня девушки могут поступать также на летные специальности, но авиакомпании по-прежнему предпочитают брать на работу мужчин.

Впрочем, возрастающий дефицит кадров заставляет руководство авиакомпаний относиться к женщинам-пилотам со все большим пиететом. Руководители Сасовского летного училища даже говорят, что их выпускницы могут заткнуть за пояс любого пилота-мужчину.

Последний рубеж: как убедить родителей

Разговор с отцом о будущем

Если родители полагают, что профессия пилота слишком опасна и недостаточно перспективна, и что лучше выбирать более приземленные и менее адреналиновые специальности — с ними нужно работать, убеждать. И начать нужно как можно раньше. Разговор должен вестись не на эмоциях, а с фактами наперевес. На каждый аргумент взволнованных родителей должен следовать целый залп контраргументов, с фактами, статистикой и математическими выкладками.

Список обычных возражений всегда приблизительно одинаков:

  • «Профессия неперспективна». Ничего подобного — очень даже перспективна! За последние годы авиапарк страны увеличивается ежегодно на несколько десятков (а то и сотен) самолетов, на которых скоро некому станет летать. Пилоты советского времени уходят на пенсию, новых мало. Ежегодная потребность в пилотах около 2 тысяч человек, а летные училища выпускают не более 500 человек.
  • «Низкая зарплата» — неправда! Зарплата у пилотов более чем приличная, и возрастает пропорционально профессиональному росту. Даже второй пилот может получать вскоре после выпуска из училища около 200 тыс. руб. Кроме того, есть приятные бонусы: длинный отпуск, ранний выход на пенсию, хороший соцпакет и большие скидки на авиабилеты для семьи. А еще есть отличные возможности работы за рубежом: во многих авиакомпаниях с удовольствием берут на работу российских пилотов.
  • «Самолеты падают, это опасно» — а если сравнить с автоавариями? На дорогах и за рулем автомобилей на земле случается неисчислимо больше несчастных случаев. Управлять автомобилем намного опаснее, чем самолетом, но из-за этого никто не отказывается от вождения автомобиля.

Кроме того, во многих летных академиях есть военные кафедры, что избавляет выпускника от службы в армии.

Как живут курсанты

Как живут курсанты летных училищ

Тем, кто поступил на бюджетные места, государство обеспечивает полное содержание: форменное обмундирование, питание, общежитие для приезжих, стипендию. Курсантам предоставляются также все учебные пособия и материалы. Курсанты платных групп всем обеспечивают себя сами.

Внутри студгородка и в стенах училища или академии дисциплина строгая. Однако не такая строгая, как в военном училище, и при хорошей мотивации курсанты не испытывают негатива от дисциплинарных требований. А шалопаям и разгильдяям в небе делать нечего.

Условия проживания зависят от каждого конкретного учебного заведения, как правила внутреннего распорядка.

Сроки обучения и стоимость

Время обучения летной специальности на базе среднего образования (11 лет) — 34 месяца (базовый уровень)..

Стоимость платного обучения определяется каждым учебным заведением самостоятельно. Например, в УВАУ ГА в нынешнем учебном году обучение по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» будет стоить почти 90 тыс. рублей за теорию. Заочное обучение заметно дешевле: 35 500 руб. Что касается стоимости практический полетов для будущих летчиков, то для обучающихся на коммерческой основе порядок сумм там от 140000$.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт о создании и развитии авиаклубов
Комментариев: 30
  1. Саид

    Сколько лет нужно учится чтоб стать пилотом в ГА?

    1. Николай

      Здравствуйте, Саид. В России после 11 класса самое быстрое — 3 года в летном училище, например, в Бугурусланском, а потом полтора года для переучивания и ввода в строй на конкретный тип, Боинг 747 и т.д. В Европе за 2,5 года можно сесть на место второго пилота. Все зависит от того, как часто будете летать. Вообще всё зависит от налёта, так в Аэрофлоте будут о вас думать о переучивании при налёте 500 часов. Где и как быстро вы его наберете — это ваши проблемы.

  2. Андрей

    Можно ли поступить после спортивного техникума?

    1. Николай

      Да, вы можете поступить после среднего образования на высшее летное, и учиться там бесплатно, если вам нету ещё 27 лет, и вы прошли все испытания при поступлении. Высшее лётное образование у нас можно получить в УВАУ ГА или в СПбГУ ГА.

  3. Музафар

    Здравствуйте,,, можно ли поступить в ГА после 9 класса с аттестатом ГИА??? Заранее спасибо!!!

    1. Николай

      Здравствуйте, Музафар! Чтобы стать пилотом ГА, кроме лётных навыков, нужно иметь образование. Если Вы не собираетесь подниматься Выше второго пилота на пассажирском самолёте пойдет и средне-специальное лётное образование, например, Сасовское лётное училище, если же Вы собираетесь быть командиром воздушного судна, такого как Боинг, то нужно Высшее лётное образование, писал выше, где его можно получить. В высшие и средние лётные учебные заведения берут только после 11 классов, то есть тех, у кого есть полное среднее образование.

  4. Дмитрий

    Здравствуйте! Я могу поступить на высшее лётное, если мне ещё нет 27ми лет. А если мне 27 исполнится в процессе обучения, есть тут какие-то нюансы? (Сейчас мне 25, планирую поступать следующим летом). Спасибо.

    1. Николай

      Здравствуйте, Дмитрий! Возрастные ограничения сняли, если до этого не получали высшее образование, то можете пойти на бюджет. Ну и конечно, второе высшее платное после 30 также никто не отменял. В любом случае Вам нужно будет договориться с авиакомпанией по поводу будущего трудоустройства и уже с этой справкой поступать в лётное училище.

  5. виктория

    Здравствуйте. Модно поступить в летное училище если есть высшее образование и возраст 29?

    1. Николай

      Да, можно! Но только на платной основе.

  6. Максим

    Здравствуйте,можно ли без вступительных поступить на военного летчика, если я только что закончил высшее юридическое?
    И есть ли какие то плюсы от того что у меня высшее? или же нет?
    возраст мой 22 года

    1. Николай

      Добрый день, Максим! Нет, только на общих основаниях. Можете поступить на бюджетное средне специальное летное училище. Высшее образование в данном случае, ничего Вам не даёт.

  7. Muslim

    Меня зовут Муслим и мне 16 лет , я перешел в 11 класс , и после сдачи ЕГЭ мне бы хотелось спросить , могу ли я вступить в Саратовское училище в свои 17 лет ?

    1. Николай

      Добрый день, Муслим! Да, можете, основное требование — после 11 классов с аттестатом среднего образования и с отметками ЕГЭ. Подробнее можете посмотреть в правилах приёма, например, в Сасово. Кстати, Саратовское высшее военное летное училище существовало до 1991 года. Сейчас можете посмотреть Сасово, Бугуруслан, Красный Кут, СПбГУ ГА, УВАУ ГА.

  8. Светлана

    Мой сын обучается в 11 классе, готовится к поступлению в высшее летное училище. Учится хорошо, физически подготовлен, здоров. Но вот у старшего брата есть судимость… Повлияет ли это на поступление?

    1. Николай

      Добрый день, Светлана! Скорее всего нет, никакого влияния не будет. Поскольку зачисление идёт на основании среднего бала школьного аттестата, прохождения медицинской комиссии ВЛЭК, результатов физического отбора (бег, подтягивание), а также по результатам психологического проф. отбора (насколько человек подходит к будущей профессии). Причем на первом месте в зачет идет средний бал и прохождение ВЛЭК, потом всё остальное.

  9. Nazar

    Здравствуйте, я гр узбекистане но учусь здесь данные момент я 3 курс могу ли я поступить бесплатно?

  10. Anatoliy

    Здравствуйте ,можно ли поступить в летное училище ,если у меня в аттестате по русскому 51 балл ,а по математике 28 ,английский 84 ? ,маловато ,но хотя бы скажите есть шанс поступить ,очень хочу полетать

    1. Николай

      Добрый день, Анатолий! На общих основаниях, на примере Сасовского лётного училища гражданской авиации, могу Вам сказать, что средний бал аттестата после 11 класса 4,25, а конкурс около 4 человек на место. Можете посмотреть здесь: sasovoavia.3dn.ru

  11. Гульназ

    Здравствуйте мне 24 года и хочу поступить в летную училищу это возможно?Еще и я гражданка Кыргызстана есть ли у меня хоть какие то шансы

    1. Николай

      Здравствуйте, Гульназ! А вы хотите стать бортпроводником или пилотом? А вы заходили на сайт летных училищ? Можете посмотреть в Сасовское лётное училище, можете другие. Там есть правила приёма и документы, которые подают иностранцы. А вообще по поводу поступления граждан иностранных государств: поступление на бюджет возможно, но на контрактной основе, если между учебным заведением и страной заказчиком заключён договор о подготовки спец. за счёт государства заказчика. Что касается платного обучения, то думаю варианты есть всегда.

  12. саша

    Здравствуйте мне 14 лет и я думаю куда поступать скажите пожалуйста что нужно для поступления в летное училище и можно ли после обучения в военном училище пойти в гражданскую авиацию заранее спасибо.

    1. Николай

      Здравствуйте, Александр! Поступить в лётное училище можно после 11 класса. Сасово, Бугуруслан, Красный Кут, СПбГУ ГА, УВАУ ГА и другие, выбирайте что ближе. По поводу требований для поступающих: ВЛЭК по 1 графе, физическая подготовка 100 метров бег за 13,9, 1 километр за 3:35, подтягивания 12-15 раз, ЕГЭ при поступлении средний бал не меньше 4,25 (Сасово в этом году), психологическое тестирование. Что касается службы в армии, то можете посмотреть на УВАУ ГА, там есть военная кафедра, чтобы попасть в запас, либо другие заведения, где то есть, где то нет. Либо, как вариант после учёбы и службы в военном училище переквалифицироваться в гражданского пилота. Удачи!

      1. Глеб

        Меня завут Глеб можно поступить после 9 класс и обучаться на военного ледчека и что нужно делать

        1. Николай

          Здравствуйте, Глеб! Только после 11 класса. Учитесь прилежно, чтобы егэ сдать на отлично. Приводите здоровье в отличную форму. Занимайтесь спортом. Требования можете найти в других ответах. Успехов!

  13. Вера

    Здравствуйте. В 2016 заканчиваю школу. Хотелось бы поступить в летное училище. Подскажите, с чего начать и в каком направлении двигаться. Заранее благодарна.

    1. Николай

      Здравствуйте, Вера! А вы на пилота или на бортпроводника? Если не определились ещё с профессией, рекомендую сходить в школу юных летчиков: пообщаться с пилотами, прыгнуть с парашютной вышки, можете на параплане полетать. Можете статью про бортпроводников почитать: 1aviaclub.ru/people-in-aviation/stuardessa.html. А так если решили стать пилотом, то рекомендую подготовиться к сдаче ЕГЭ на отлично. А именно, математика, русский язык, английский язык. Также рекомендую подготовиться к сдаче норматива по физкультуре: вместо подтягивания вам нужно будет сдавать отжимания. Также рекомендую Вам проверить ваше здоровье и подготовить его к прохождению. Можете посмотреть статью про ВЛЭК 1aviaclub.ru/vlek/trebovania-vlek.html

  14. Владимир

    Добрый день, мне будет 41, два высших (не летные :) ). Как по Вашему мнению, мне думать-мечтать о карьере пилота можно в этой или уже в следующей жизни?

  15. Никита

    Здраствуйте я хочу поступить в гражданское летное училише мне до него ещё почти и почти но мне интересно если физически подготовлен на 100% здоров и после одиннадцатого класс у меня все петерки кроме одной четверке то я поступают платной и если платной то сколько нужно платить чтобы поступить в летное училище ? Я живу на Сахалине если я стану летчиком то мне можно будет работать на Сахалине ? И последний вопрос физическая подготовка должно быть как у косманафта

    1. Николай

      Здравствуйте, Никита! Почему на платной основе? Если можете вполне поступить на бюджет. К тому же стоимость лётных часов за всё время обучения в размере 3 млн. рублей я думаю довольно большая сумма. По поводу оценок, думаю с вашей одной четверкой вполне реально. По поводу работы на Сахалине: думаю лучше вам оторваться от дома, что скорее всего вполне реально, поскольку пилоты летают часто, то и навещать родных у вас возможности будут всегда, да и в зарплате можете найти выигрыш. Физическая подготовка для поступления по нормативу. Можете посмотреть статью выше (бег 100 м, подтягивание, кросс).

Добавить комментарий