Аэродром Первушино: история создания из первых рук

В конце июня 2013 года на уфимском аэродроме Первушино собрались авиалюбители на очередной, VIII-ой Всероссийский слёт любителей авиации. В ходе обсуждений насущных вопросов, связанных с развитием малой авиации, перед собравшимися выступил Сергей Минигулов — совладелец и основатель аэродрома Первушино. Он рассказал о своем опыте по созданию и развитию авиаклуба и аэродрома малой авиации.

Опыт создания аэродрома Первушино

У истоков создания аэродрома стояла небольшая группа увлеченных людей, в которую входил и Минигулов. Все началось в 2009 году, одновременно с созданием Федерации Сверхлегкой авиации Башкортостана.

Биографическая справка

Сергей Минигулов вырос в семье потомственных авиаторов, и увлечение авиацией было у него с детства. Дед Сергея долгое время трудился в должности Председателя областного комитета ДОСААФ. Несмотря на то, что основной профессией Минигулов избрал юриспруденцию, увлечение авиацией никуда не делось. Минигулов занимался в Нижегородском авиационно-спортивном клубе, сначала парашютным спортом, затем и пилотированием самолетов и вертолетов малой авиации. На его счету 310 прыжков, в том числе в составе акробатической группы. После возвращения в родную Уфу желание продолжать занятия любимым хобби осталось. Сергей хотел обзавестись собственным маленьким самолетом и летать на нем.

Однако к этому времени некогда сильная структура ДОСААФ уже была практически разрушена. Руководство местного отделения ДОСААФ отдавало территорию аэродрома под застройку дачными поселками, всячески препятствовало полетам авиаторов, арендующих для своего хобби жалкие остатки аэродрома. Равнодушие местных чиновников к судьбе малой авиации довело отрасль до плачевного состояния.

Именно в этот момент возникло желание перестать зависеть от чужого произвола и начать самостоятельную деятельность. К этому времени Сергей Минигулов получил второе образование в сфере управления, став профессиональным менеджером крупных проектов. Идея о применении полученных знаний в деле продвижения любимого хобби оказалась весьма удачной.

Этапы развития

Вначале были приведены в должный порядок все документы: была официально зарегистрирована Региональная Общественная Организация «Объединённая Федерация Сверхлёгкой Авиации» Республики Башкортостан.

Для создания системы структурных организаций были выбраны: Некоммерческое партнерство «Уфимский авиаклуб» и Автономная Некоммерческая Организация «Уфимский учебно-методический центр малой авиации» , при котором клуб стал осуществлять основную деятельность на средства, вкладываемые участниками.

Далее «Уфимский учебно-методический центр малой авиации» стал основным собственником аэродрома, земля под который находится в долгосрочной аренде у муниципалитета, а также организация получила лицензию на право ведения образовательной деятельности, а «Уфимский авиаклуб» стал узнаваемым брендом.

Помимо всего перечисленного, через некоторое время при аэродроме заработал маленький завод, на котором собираются итальянские самолеты Vimana и Savannah-S, на аэродроме Первушино были созданы вертолётный центр «АЭРОСОЮЗ-УФА», автожирный центр «Магни Гиро Рус» и парашютный центр. За четыре года было организовано более 20 массовых авиашоу, как на самом аэродроме, так и в городах республики. Федерация в течение 3-х лет получает поддержку от Минспорта РБ в виде ежегодных субсидий, что позволяет развивать сборную команду республики по СЛА и обеспечивать её участие на Чемпионатах России, Мира и Европы, приобретать необходимую технику и развивать этот вид спорта. Сейчас, спустя четыре года вновь проводится ребрендинг аэродрома и в скором времени он будет ещё более узнаваемый как «Аэродромный комплекс «Первушино».

На основании своего опыта Сергей Минигулов сформулировал несколько правил успешной деятельности в области малой авиации.

Мастер-класс от Сергея Минигулова по созданию успешного аэроклуба

Любое дело развивается по определенным законам и проходит в своем развитии определенные стадии. Можно не знать этих законов, но подчиняться им все равно придется.

Как и во многих других случаях, создание авиаклуба во многом зависит от правильно выбранной стартовой позиции, а именно — с выбора правовой формы организации, которая должна быть обусловлена целями создания авиаклуба. Надо определиться, либо создавать систему, либо «клуб выходного дня». Для нас это стала Автономная Некоммерческая Организация при которой средства для деятельности вносятся не только учредителями, но и самими участниками.
Дальнейшее зависит от умения следовать определенным правилам, и, собственно, часть этих правил.

  1. Необходимо определить наиболее подходящую форму воплощения мечты и создать для нее правовую и юридическую платформу.
  2. Основа для бизнеса — чужие деньги в необходимом объёме. Но не с целью их присвоения, а для того чтобы оправдывать надежды, честно делать свое дело, предоставляя услуги хорошего качества, не зазнаваясь и трудясь ради достижения результатов.
  3. Деньги — не цель, а всего лишь средство достижения цели. Это долгие деньги и реализовывать авиапроекты способны только истинные энтузиасты и желательно со знанием основ бизнеса. В любом случае, это бизнес-проект. Важно вкладываться в посильные мероприятия для популяризации авиаспорта и малой авиации. Например, проведение соревнований и слётов — при условии, что вы сможете сделать это на должном уровне.
  4. Внимание к аудитории и потенциальным клиентам. Недостаточная информированность людей снижает заинтересованность. Например, если зритель на показательном мероприятии благодаря звуковому оповещению лучше понимает смысл происходящего, то повышается вероятность того, что человек придет еще и заинтересуется авиацией в большей степени.
  5. Сделать выбор в вашу пользу более легким, более очевидным и главное доступным. Люди хотят летать и если вы предоставите им эту возможность в оптимальной форме, то они выберут вас.
  6. Любой бизнес — это всегда риск, а значит в известной степени неопределенность. Риск можно избежать, застраховать или же перенаправить, но при всём этом надо уметь брать на себя ответственность за взятые обязательства.
  7. Не бояться вкладывать: чем больше денег будет вложено на развитие дела, тем больше их вернется. Надо всегда заниматься с душой любимым делом и деньги со временем придут сами.
  8. Не пренебрегать человеческим фактором. Подбор персонала — дело не быстрое и нелегкое. У самого Минигулова, например, несколько раз менялся штат техников. Причиной увольнения было либо увлечение алкоголем, либо необязательность. И как показала практика у техников амбиций больше, чем у космонавтов..:-) С подбором пилотов также могут возникать разные трудности. Одному трудно перестроиться с больших самолетов на маленькие и научиться воспринимать их всерьез, другой умеет летать, но неспособен учить этому других. На поиск каждого хорошего специалиста потребуется время и терпение.
  9. Цикл работы с клиентом должен быть замкнутым. Люди, приходящие в авиаклуб, так или иначе проходят своеобразный отбор: кто-то становится пилотом, кто-то решает стать инвестором, а другой хочет научиться летать и купить собственный самолет. Так или иначе желательно человека удержать, чтобы он остался базироваться у вас на аэродроме. Сборочный завод итальянских легких самолетов был построен именно для того, чтобы цикл был замкнутым и для человека было максимум предложений от обучения и до приобретения собственного самолёта с базовым аэродромом.
  10. Все решения нужно принимать только тогда, когда вы к этому полностью готовы.
  11. Ну и потом очень важно географическое расположение аэродрома, удобство подъезда и использования воздушного пространства.

Ну и краткое резюме всего сказанного: «Мы получаем от жизни не то, что хотим, а то к чему готовы. А чтобы быть готовым к осуществлению своей мечты надо создавать условия».

Помимо выработанных правил создания успешного авиаклуба, для организации бизнеса потребовался опыт поиска инвесторов, взаимодействия с органами местной власти, организация и проведение праздничных и показательных мероприятий и так далее.

Бизнес сейчас и планы на будущее

В настоящее время Уфимский авиаклуб базируется на авиационной площадке Первушино, расположенной в Кушнаренковском районе Республики Башкортостан. Площадка действует с мая 2011 года. В клубе объединены частные владельцы разной авиатехники, количество которой уже превысило 20 единиц. Это 2-местные и 4-х местные самолёты, собранные на собственном заводе итальянские самолеты Vimana и Savannah-S, самолёты Cessna 150, 172, 206, Х-32 «Бекас», СН-801, Р-2002, Ан-2, вертолёт R-44 «Robinson», автожиры МТО, Calidus, M-24 «Orion» и другие.

Опыт создания аэродрома Первушино

Как любое другое предприятие, аэродром существует за счет предоставления услуг своим клиентам. Услуги, предоставляемые участникам клуба, должны обеспечивать все их потребности в желании летать и получать от этого удовольствием. Вот небольшой список тех возможностей, которые можно получить в Первушино:

  • арендовать самолеты аэроклуба
  • получать содействие и помощь по техническому и сервисному обслуживанию авиатехники
  • проходить курсы по основам летного дела
  • организовывать при содействии клуба полеты на территории России
  • пользоваться услугами диспетчерской службы в зоне аэродрома
  • получать скидки при оплате полетов и питания в кафе, принадлежащем авиаклубу
  • получать всестороннюю квалифицированную юридическую и информационную поддержку при прохождении сертификации и регистрации воздушных судов
  • получать рекомендации и советы по совершенствованию летных навыков
  • получать доход от передачи в аренду своего воздушного судна
  • самим арендовать самолет с пилотом, в том числе для совершения воздушных прогулок

Уфимский авиаклуб развивается, и в планах владельца — дальнейшее расширение деятельности. В частности, в будущем планируется: создать планерное звено, запустить программу подготовки частных пилотов гражданской авиации для воздушных судов, масса которых превышает 5700 кг, проводить различные мероприятия СЛА в масштабе региона и на общероссийском уровне.

Как сказал в заключение своего выступления Сергей Минигулов в качестве пожелания всем, кто намерен организовать собственный авиаклуб: «Делай всё хорошо, а плохо само получится».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт о создании и развитии авиаклубов
Добавить комментарий