Приземление на короткую площадку

При посадке на короткую площадку пилота подстерегает намного больше опасностей, чем просто расстройство от выезда за разметку или сигнальные огни при посадке на взлетно-посадочную полосу (ВПП) подготовленного аэродрома. То же самое касается и взлета с короткой площадки ВПП.

«Широка страна моя родная, много в ней полей лесов и рек..», — знакомые всем с детства строчки. У нас самая большая страна, но не так много подготовленных в ней посадочных площадок для полетов частных самолетов. Конечно, можно летать по проторенным дорогам, но гораздо интереснее почувствовать себя исследователем, и отправиться в далекое летное путешествие, например, к морю. В полете может возникнуть ситуация, когда необходимо будет совершить посадку в незнакомой вам местности на короткую площадку или на площадку с мягкой почвой.

А короткие площадки могут быть такими:

Короткая посадочная площадка, ВПП

А могут быть и такими:

Короткая ВПП

Частный пилот может летать и в горах, и в густых лесах:

Короткие аэродромы и посадочные площадки

В связи с этим мы хотели бы поделиться с вами некоторыми рекомендациями, которые могут быть использованы для того, чтобы помочь вам выйти из таких ситуаций с минимальными рисками и потерями.

Точно так же, как и при выполнении коротких взлетов, здесь важно четко придерживаться некоторых правил. При короткой посадке на ВПП этими правилами будут являться:

  1. Изначальное отсутствие сомнений в положительном результате
  2. Место касание ВПП предпочтительнее в самом начале, если ничего этому не мешает
  3. Заранее планирование места касания
  4. Приземление на минимальной скорости

Факторы, влияющие на длину посадочной дистанции

Частично последствия посадки можно предсказать, зная возможности и ограничения вашего самолета, которые накладываются посадочной площадкой.

Ограничения для самолета могут меняться, в зависимости от его типа и от состояния окружающей среды. Например, взлетно-посадочная полоса для легкого двухместного самолета модели Piper Cub будет короткой, а для легкого самолета модели Beech Bonanza потребуется гораздо большая длина. Доступная для использования длина ВПП может меняться в зависимости от сезона: например летом и зимой возможностей приземлиться больше, чем в межсезонье. Кроме того, короткая ВПП, не имеющая препятствий, является более пригодной для посадки, чем длинная ВПП, упирающаяся в деревья. Факторов, влияющих на пригодность взлетно-посадочную полосы для конкретной модели самолета, много, и большинство из этих факторов не рассматриваются в Руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ). Они нарабатываются с опытом.

К другим факторам, влияющим на длину посадочной дистанции, относятся состояние и качество поверхности. Мокрая трава на площадке не позволит эффективно пользоваться тормозами, а ВПП с небольшим уклоном вдоль направления полосы на самом деле становится короткой, независимо от своей фактической длины. Если место, куда вы планируете приземлиться, имеет неровную поверхность, то эффективность торможения также будет под вопросом, и ВПП становится короче.

Обычному легкому самолету требуется расстояние не более 500 — 800 футов (150 — 240 метров) для того, чтобы остановиться. Поэтому если длина взлетно-посадочной полосы более 1,000 футов, то нет смысла пытаться использовать каждый фут. Кроме того, попытка посадить самолет прямо в начале ВПП связана с большими рисками, присущими короткой посадке. Если вы сомневаетесь в успехе, то лучше катиться до другого конца площадки на медленной скорости, чем снизить скорость над деревьями прямо в начале захода на посадку. В любом случае, выбор зависит от конкретных условий, решать вам.

Единственное, что остается постоянным у самолета при посадке на площадку — это количество энергии, которую надо затратить для полной остановки при приземлении. При заданной скорости и массе у самолета будет определенное количество энергии. На массу, кроме как путем сжигания бензина, влиять нельзя, остается скорость приземления. И действительно, изменение скорости дает намного больший эффект, чем изменение массы: в этом случае сила, необходимая для того, чтобы остановить самолет, меняется пропорционально квадрату скорости. Дайте чуть газу, и энергия увеличится намного. К счастью, обратное утверждение тоже верно, и поэтому основная цель приземления на короткую ВПП заключается в том, чтобы приземляться как можно медленнее.

Ранее мы упомянули, что одна из наших задач заключается в том, чтобы при касании оставить позади как можно меньший участок взлетно-посадочной полосы, но это не означает, что нужно вывешивать хвост за начало ВПП при приземлении. Пилоту самолета, летающему в труднодоступной местности, иногда приходится приземляться на край пропасти. Но скорее всего, немногим из нас придется попасть в такие условия, когда каждый дюйм будет на вес золота.

Инструкция по выполнению посадки на короткую площадку по шагам

Техника выполнения короткой посадки на легком самолете

  1. Заход на посадку начинается в соответствии со стандартной процедурой: после выполнения необходимых разворотов и захода на посадочную глиссаду, выпускаются закрылки. С помощью тяги двигателя и угла тангажа выставляется нормальная посадочная скорость.
  2. Далее корректируем посадочную траекторию визуально. В общем случае мы должны находится на минимально возможной высоте над порогом (торцом) посадочной площадки, если ничего не мешает. Контролировать приближение порога ВПП нужно через ветровое стекло. Если после выравнивания самолета порог движется вниз, мимо нас, то место касание будет дальше, чем был сделан расчет, если вверх, то место касания будет ближе. Задача пилота в том, чтобы порог удерживать на одном месте за счет изменения тяги двигателя и угла тангажа. Причем чем ближе мы к порогу ВПП, тем лучше мы видим результат наших действий.
  3. В момент пересечения порога ВПП следует уменьшить скорость до минимально возможной. Минимально возможная скорость — это скорость сваливания плюс некоторый запас, как защита от возможных порывов ветра, и чтобы чувствовать себя хозяином положения. Готовимся к касанию. Здесь важно понять, что если нас что-то не устраивает: мы не правильно посчитали точку касания, скорость высокая, то на этом этапе есть возможность дать газу и уйти на второй круг, потом такой возможности не будет.
  4. Плавно поднимаем нос, увеличиваем аэродинамическое сопротивление самолета, касаемся полосы. Здесь несколько важных моментов: до самого последнего момента боритесь с сильным желанием поднять нос самолета вверх, в посадочное положение. Также не стоит работать ручкой управления двигателем (РУД) слишком резко. Газ следует убирать постепенно, пока самолет не коснется земли и не начнет на ней устанавливаться. Главное, чтобы он не плюхнулся на землю и не «скозлил», при «козлах» (прыжках) посадочная дистанция будет увеличиваться и возможностей тормозить не будет.
  5. После касания полосы убираем закрылки и штурвал в прежнее положение — движением от себя. Смысл в том, чтобы загрузить полностью переднее колесо.
  6. Начинаем плавно тормозить. Старайтесь избежать скольжения колес, потому что при скольжении шасси тормозить не будет.

Можно также посмотреть видео выполнения техники короткой посадки на Cessna Skyline.

Для того, чтобы освоить технику выполнения коротких посадок важно сделать две вещи: во-первых выйти за рамки стандартной процедуры посадки, но при этом не забывать про безопасность и контролировать скорость от преждевременного сваливания, во-вторых, периодически тренировать этот навык.

Данная статья является переводом статьи Бада Дэвисона, авиационного писателя и редактора журнала, который написал более 2200 статей, облетал более 300 типов различных самолетов, инструктора с 36 летним стажем. Оригинал статьи взят здесь http://flighttraining.aopa.org/students/maneuvers/skills/shortsoftlanding.html. Чистого неба и мягких посадок!

Наверх