Как получить сертификат летной годности (слг) на эвс и еэвс пошагово

Покупая себе новый самолет необходимо понимать, что так просто начать его эксплуатировать вам никто не разрешит. Причина же данной загвоздки кроется в том, что все летательные аппараты, перед тем как впервые подняться в российское небо, должны в обязательном порядке пройти проверку на соответствие действующим нормам летной годности и получить, так называемый, сертификат летной годности (СЛГ).

По своей сути сертификат летной годности это документ, подтверждающий соответствие гражданского воздушного судна определенным видам требований установленных норм лётной годности (НЛГ) в рамках действующих правил и условий их использования. Для получения СЛГ заявителю необходимо предоставить в сертифицирующую организацию документы подтверждающие соответствие воздушного судна данного типа нормам летной годности. Естественно, без наличия СЛГ путь в небо для летательного аппарата закрыт.

Оглавление

  1. Сроки и основания получения СЛГ
  2. Стоимость получения
  3. Различия между ЕЭВС и ЭВС
  4. Пошаговая инструкция прохождения сертификации
  5. Список аккредитованных центров
  6. Проверка подлинности

Сроки и основания получения СЛГ

Для того чтобы запустить процедуру получения СЛГ на экземпляр воздушного судна (ЭВС) или на единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС), в первую очередь, конечно же, необходимо написать соответствующее заявление в Росавиацию или же в ее территориальное представительство. Помимо самого заявления к заявке также должны быть прикреплены документы (чертежи, инструкции, результаты летных испытаний и т.д.), необходимые для проведения полной и всесторонней инспекции гражданских летательных аппаратов с целью определения их пригодности к полетам.

Сроки подачи заявления на получение СЛГ для используемых ЭВС и для вновь изготовленных ЭВС, отличаются. Так для эксплуатируемых ЭВС заявка должна быть подана не позднее 35 дней до завершения срока действия уже имеющегося сертификата, а вот вновь изготовленные ЭВС должны пройти сертификацию не позднее 20 дней после завершения срока действия первичного сертификата.

Отдельно стоит отметить, что подавать заявку на получение СЛГ могут не только владельцы ЭВС, но и их представители. Полномочия представителей проверяются непосредственно специалистом, ответственным за прием документов, и занимает вся эта процедура, как правило, не более 5 минут.

Стоимость получения СЛГ

Необходимо понимать, что стоимость получения СЛГ для различных типов воздушных судов будет разной. Если же говорить о конкретных суммах то, например, для получения сертификата на небольшой самолет типа Cessna 150 придется потратить порядка 20000 рублей. Для более массивных самолетов, имеющих сложную конструкцию затраты на проведение комиссии могут составить более 300000 рублей.

Отдельной статьей затрат является постановка ВС на государственную регистрацию и получение регистрационного номера. В среднем эта процедура занимает 10 дней и обойдется в 1000 рублей. Не стоит забывать и про то, что в регистрации вам могу отказать, поэтому приготовьтесь к дополнительным тратам, связанным со сбором и предоставлением дополнительных документов для проведения повторной процедуры регистрации ВС.

Различия между ЕЭВС и ЭВС. Тонкости получения СЛГ на ЕЭВС и ЭВС.

При подаче заявки на получение СЛГ для своего воздушного судна многие люди делают массу ошибок связанных с неверным определением типа самолета. Так различают ЕЭВС, которые должны проходить процедуру сертификации ежегодно и сертифицированные ЭВС для которых сертификат выдается уже на два года.

Сертификат летной годности на ЭВС отечественного производства.

Покупка небольшого подержанного серийного самолета, вне зависимости от страны его происхождения, как правило, сопровождается оформлением годового сертификата летной годности. По истечении первого года эксплуатации вам придется самостоятельно продлевать данный СЛГ, однако стоит отметить, что данная процедура намного проще, нежели получение нового СЛГ. Имея все документы на самолет, вы просто идете в местное отделение федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), подаете заявку на продление СЛГ. К заявке необходимо приложить копию договора купли-продажи самолета, оригинал старого сертификата и квитанцию об уплате пошлины за получение СЛГ, в размере 200 рублей. Проверка всех документов не займет более получаса, после чего проверяющий специалист поставит отметку на обратной стороне сертификата о том, что он продлен еще на один год. В некоторых случаях старый сертификат меняют на новый, однако номер его остается прежним.

Избавиться от ежегодных проблем с продлением СЛГ можно купив новый отечественный самолет с сертификатом типа. В этом случае ваше воздушное судно автоматически получает трехлетний СЛГ. Отдельно стоит отметить, что все новые отечественные самолеты с сертификатами типа, обязаны проходить процедуру повторной сертификации не реже чем раз в два года, и то это при том условии, что самолет эксплуатируется и обслуживается исключительно по инструкции, выданной заводом изготовителем.

В тоже время некоторые подержанные отечественные самолеты также продаются с действующим сертификатом типа. Если вы приобретаете именно такой самолет то в этом случае вам необходимо особое внимание уделить тому где и когда проводилось его обслуживание, так как даже незначительные изменения в конструкции воздушного судна могут привести к достаточно негативным последствиям, одним из которых является необходимость переоформления самолета в ЕЭВС, а это уже совсем другая процедура, которая требует от владельца ВС дополнительных средств и времени.

Иногда случается и так что совершенно новые самолеты продаются самим заводом изготовителем без СЛГ. В таких случаях продавец, как правило, берет все заботы по оформлению СЛГ на себя, но и из этого правила бывают исключения. В таких случаях покупатель должен понимать, что самостоятельно получить СЛГ будет очень трудно, особенно если воздушное судно покупалось без сопроводительных документов. Если же вся техническая документация на самолет у вас имеется, то получить СЛГ вы сможете примерно через 3-4 месяца.

Сертификат летной годности на ЭВС зарубежного производства

Итак, предположим, вы купили за границей серийный самолет весом до 5700 килограммов, ввезли его на территорию РФ и растоможили. Желательно чтобы на данный тип воздушного судна в России не имелось сертификата типа, а в идеале данного сертификата не должно быть и в той стране, где покупался самолет, тогда имеется практически стопроцентная гарантия того что ВС можно будет зарегистрировать как ЕЭВС. Так как вы новый владелец самолет то естественно у вас на руках должно быть свидетельство снятии с учета и исключения его из реестра ВС, документы подтверждающие право собственности и таможенная декларация. Со всеми этими документами вы должны отправиться в местное управление государственного авиационного надзора (УГАН) где вам выдадут справку о том, что имеющиеся на борту самолета основные узлы и агрегаты (винт, двигатель и т.д.) совпадают с указанными в техническом паспорте и что данному воздушному судну присвоен индивидуальный номер. Очень важно чтобы в индивидуальном номере было указано что ВС является именно ЕЭВС т.к. это в значительной мере облегчит дальнейший процесс получения СЛГ. По своей сути присвоение ВС индивидуального номера с маркировкой ЕЭСВ означает что сертификационный центр УГАН признает ваш самолет как единичный экземпляр воздушного судна о чем вам выдается справка. С этой справкой вы отправляетесь в местное отделение федеральной службы по надзору в сфере транспорта и пишите там заявление о выдаче регистрационного свидетельства.

Сертификат летной годности на самодельный летательный аппарат

Процесс получения СЛГ на летательные аппараты собственного производства практически ничем не отличаются от аналогичных процедур для серийных воздушных судов. Единственным отличием является то что вам придется подтвердить тот факт что именно вы являетесь владельцем тех деталей, из которых состоит летательный аппарат. Помимо этого необходимо подготовить справку о самостоятельной постройке ВС и заверить ее в каком-нибудь аэроклубе.

Пошаговая инструкция прохождения сертификации летной годности

Вся процедура получения СЛГ состоит из двух основных этапов: первый этап – получения регистрационного сертификата, второй этап – получение СЛГ.

Первый этап.

Поиск сертификационного центра (СЦ), который бы взялся за сертификацию именно вашего ВС. Здесь необходимо понимать что далеко не каждый СЦ имеет возможность проводить сертификацию всех предоставляемых ему ВС. Именно по этой причине необходимо сперва узнать имеется у того или иного СЦ такая возможность и только после этого подавать соответствующее заявление.

  1. Получение разрешения на проведение сертификации в УГАН. Чтобы получить данное разрешение необходимо написать заявление в УГАН с примерно следующим содержанием: «… я, такой то такой то, являюсь владельцем воздушного судна СП-1 (серийный номер, серия), собранным из деталей произведенных в такой то стране, прошу выдать разрешение на проведение сертификации в качестве ЕЭВС в таком то СЦ». Очень часто при покупке нового самолета их владельцы делают ошибку, указывая в документах подаваемых в УГАН, то что ВС произведено в какой-то определенной стране. Казалось бы, подобные уточнения должны облегчить процесс получения СЛГ, однако в реальности все происходит как раз наоборот.
    Стоит также отметить, что перед тем как выдать разрешение на проведении сертификации УГАН может сделать запрос в указанный вами СЦ где должны подтвердить готовность к проведению процедуры сертификации вашего ВС.
  2. После получения разрешения от УГАН мы идем в СЦ, где заключаем договор о проведении сертификации ЕЭВС. После сертификации вам выдадут свидетельство с индивидуальным номером ЕЭВС.
  3. На основании ранее полученного свидетельства пишем заявление в ФСНТ с просьбой выдать регистрационный сертификат. К заявлению также необходимо приложить квитанцию об уплате пошлины в размере 1000 рублей.

Второй этап.

По своей сути, второй этап является частью первого, но только в том случае когда ВС впервые получает регистрационный сертификат на территории РФ, а так это полностью независимая процедура, которую необходимо проводить ежегодно.

  1. Предоставляя свое воздушное судно СЦ для проведения первичной или ежегодной сертификации, владелец обязан также иметь при себе все документы на самолет, начиная от технического паспорта и заканчивая договором купли-продажи. Если по какой-то причине технических документов на ВС нет, то их необходимо сделать самому или заказать в специальных бюро, благо данная процедура на сегодняшний день стоит не так уж и дорого.
  2. Далее за дело берется техническая комиссия, которая полностью проверяет самолет на соответствие летным нормам. Если в процессе проверки у комиссии возникают замечания об этом делается отметка в бланке проверки. На исправление замечаний вам дается определенный срок, после чего ВС допускают к проведению летных испытаний.
  3. Для проведения летных испытаний или облета можно привлечь испытателя, однако лучше всего это делать самостоятельно так как для некоторых типов ВС попросту невозможно найти испытателей. По завершении летных испытаний вы получите заключение технической комиссии.
  4. Имея на руках заключения техкома, идем в УГАН где и получаем долгожданный СЛГ.

Список аккредитованных центров по сертификации воздушных судов.

На сегодняшний день на территории РФ насчитывается 12 сертификационных центров имеющих право выдавать заключения на получение СЛГ. Данные центры имеют аккредитацию на право проведения проверки ВС в части соответствие их действующим летным нормам.

Полный список всех аккредитованных СЦ на территории РФ:

Список центров сертификации вс

Проверка подлинности СЛГ

Для проверки подлинности СЛГ можно обратиться с письменным запросом в любое межрегиональное территориальное управление по воздушному транспорту, где вам дадут исчерпывающий ответ. Также некоторые зональные ОрВД ведут специальные базы данных, к которых содержится вся информация о ВС, полученная от Росавиации. Естественно в данных БД имеется информации и о СЛГ.

Что ждет владельца при отсутствии СЛГ

В статьи 11.5 КоАП РФ указан исчерпывающий перечень нарушений правил безопасности эксплуатации воздушных судов. Так в частности в пункте 6, вышеуказанной статьи, сказано, что нарушением является «Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации..». В свою очередь СЛГ и является той полетной документацией, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации. Следовательно, за отсутствие СЛГ, в соответствии с санкцией п.6 статьи 11.5 КоАП РФ нарушителю грозит «наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей».

Наверх