Покупка параплана: на что обращать внимание

Выбор идеального параплана для каждого пилота зависит от многих факторов. Являетесь ли вы новичком или опытным пилотом, нет однозначного варианта, который был бы лучшим. Каждый из них имеет плюсы и минусы. Ключом является выяснение того, что для вас важно.

Для новичка основным параметром является безопасность крыла. Покупать параплан на первых порах, не владея всей доступной информацией, не стоит. Обычный совет для начинающих – пройти обучение в парапланерной школе. Под руководством опытного инструктора вы сохраните свое здоровье, время, деньги, а также набьете себе руку.

Если опыт у вас уже есть и вы уверенно держите себя в спирали, то прежде чем сделать выбор, стоит внимательно взвесить следующие параметры:

  1. Категория крыла в зависимости от вашего опыта
  2. Размер параплана
  3. Весовая вилка
  4. «Полезные» летно-технические характеристики (ЛТХ)
  5. Вопрос «управляемости» крыльев
  6. Цена вопроса

Здесь важно не допустить серьезных ошибок и избежать ловушек.
Что предпочесть? Как сделать осознанный выбор?
Параплан

Шаг 1. Узнайте вашу категорию

С чего начать выбирать? Сначала имеет смысл ознакомиться с системами сертификации парапланов. Существуют две систем сертификации, а именно LTF (официально называется DHV) и система EN. Системы имеют много схожего:

Category

DHV1 – ENA – крылья, используемые парапланерными школами для обучения. Обеспечивают самую высокую безопасность пилоту, прощают большую часть ошибок. Самостоятельно выходят из опасных полетных ситуаций, таких как сложение крыла. Также именно крыло этого класса лицензируется для установки мотора.

DHV1-2 – ENB. Выше летные качества, скорость выше, маневренность – хороший выбор для тех, кто продолжает учебу. Можно летать и новичкам с прицелом на будущее. Также высокий класс безопасности, самостоятельно восстанавливаются после сложения. Ошибки прощают, кроме прямого удержания в неверном положении. В данном классе также выпускают крылья, сертифицированные для полетов с мотором, которые намного более безопасны, чем специальные рефлексные крылья

DHV2 – ENC. По мнению Тоби Коломба, мирового рекордсмена в тандемном полете на параплане, половине пилотов, летающих на типе ENC (LTF2/LTFC) не следует спешить переходить на крылья более высокого класса. Дело в том, что с увеличением чувствительности, маневренности и скорости крылья этого класса можно считать даже безопаснее предыдущего класса 1-2. Только при условии регулярного налета, 70 часов в год, и отличных навыков пилотирования, можно считать, что безопасность будет в надежных руках, при переходе на следующий уровень.

DHV2-3 – END – крылья для опытных спортсменов, умеющих быстро и адекватно реагировать на сложения крыла. Для восстановления такого крыла после сложения требуется выполнить ряд четких движений.

DHV3 — ENE — без сертификации – крылья для спортсменов экстра-класса, и этим все сказано созданные для соревновательных полетов самого высокого уровня. Крылья, обеспечивающие максимально возможные летные качества, восстанавливаются после сложения только при грамотном действии пилота.

При переходе к следующему классу параплана полезно будет:

  1. Зайти на сайты производителей парапланов (не дилеров!). На какие цели рассчитаны их крылья. Какая у них репутация: есть ли обратная связь. Как много пилотов пролетели 100 км или больше с одно старта, например. Смена крыла для пилота, сама по себе, редко приводит к увеличению дальности полетов. Опыт делает.
  2. Оцените аэродинамическое качество. За последние три года качество некоторых крыльев было увеличено у определенных классов. Увеличение качества улучшает летные характеристики крыла, но с высоким качеством требуется больше «навыков» от пилота. Разные качества требуют разного подхода к управлению! Например, Крыло Gradient XC2, относится к категории ENC и привлекает пилотов из-за высокого качества 6,4! XC2 относится к классу «безопасных» крыльев, но из-за своего качества оно даст фору классу EN-D и LTF2 / 3.
  3. Поговорите с опытными пилотами, которые могут дать вам дельный совет — лучше, если это будет не ваш «летающий товарищ» и уж точно не местный дилер.

Шаг 2. Знайте ваш размер

«Размер имеет значение», причем в парапланеризме еще какое. От размера выбранного вами крыла будет зависеть, как оно будет летать. Большой параплан для тяжелых пилотов, маленький параплан – для легких, причем весом не менее 40 килограммов. Подходящий размер считается по формуле: отношение полного полетного веса (пилот плюс купол плюс подвеска) деленное на площадь крыла соответствует величине нагрузки, действующей на крыло, и выражается в кг/м. Оптимальной считается величина примерно 3,1 кг/м. кв. Более точно соответствие размера купола и веса можно узнать у конкретного производителя.

Шаг 3. Вилка весов

Крылья продаются разного размера в зависимости от полного взлетного веса. Поскольку взлетный вес, с которым крылья проходят испытания на безопасность, обычно превышает это значение, пилотов часто стоят перед выбором, как правильно подобрать весовую вилку. Вилка весов на каждой модели обычно в районе 25 кг. Если пилот находится в верхней части диапазона, то крыло будет иметь более высокую «загруженность».

Чем более загружено данное крыло, тем быстрее оно будет летать и безопаснее. Восстанавливаться крыло после сворачивания также будет быстрее. Угол атаки мало зависит от загрузки крыла (при условии низкой пористостью, когда крыло в хорошем состоянии). Более загруженное крыло также легче запустить в условиях сильного ветра, легче для пилота сложить и, самое главное, управление таким крылом более послушное и отзывчивое, что приносит от полета больше удовольствия.

Обычный совет при выборе вилки – постараться попасть в середину. Если есть недобор веса возможно применение водного балласта, но не более 10 кг.

Шаг 4. Летные качества

Основные аспекты летных характеристик: это скорость и аэродинамическое качество. Скорость нужна, чтобы добраться до места быстрее, а качество, чтобы добраться с большим запасом высоты.

Наиболее заметны различия летных качеств при сравнении крыльев разных классов:
Параметры парапланов разных классов
А внутри класса, различия между моделями, как правило, очень незначительные. Так для большинства пилотов разница в летных качествах крыльев класса LTF1-2 и даже LTF 2 (крыло современного дизайна и в хорошем состоянии) внутри класса практически не заметна. На этом уровне на качество большее влияние оказывает нагрузка на крыло (положение веса внутри весовой вилки) и, возможно, профиль стропы. Отличие в летных качествах (ЛТХ) становится более существенным при использовании акселератора. На крыльях низкого класса использование акселератора в неподвижном воздухе может значительно снизить качество. Чем выше рейтинг крыла, тем меньше потеря в качестве при увеличении скорости. К сожалению, производители редко, если вообще публикуют зависимость качества от работы акселератора (и даже если публикуют часто это весьма сомнительно)

Выше опубликованные данные не могут быть названы «полезными ЛТХ». Что имеется ввиду, когда говорят про полезные летные качества? Увеличение скорости или увеличении качества не имеют никакого значения, если крыло нельзя развернуть или крыло все время клюет вниз. Есть три фактора, которые следует учитывать, когда речь идет о полезных ЛТХ:

  1. Парение. Когда дело доходит до маршрутных полетов, значительное количество времени тратится на парение. Здесь важно, как легко разворачивать крыло? Как оно входит в поток? Насколько легко им управлять в потоках различных типов?
  2. Использование акселератора. Если крыло нельзя полностью разогнать, из-за тенденции к сложению, то какой тогда толк от так называемых максимальных скоростей? Насколько хорошо разгоняется в турбулентном потоке?
  3. Полет в возмущенном потоке. Можете ли вы позволить себе расслабиться или нужно все время направлять параплан? Производители часто заявляют характеристики, которые могут быть достигнуты только в неподвижном воздухе. Турбулентность независимо от своей величины, всегда уменьшает качество крыла. Изменения ЛТХ в турбулентности измерить еще труднее!

Шаг 5. Как управлять крылом

Стоит ли брать крыло с высокими летными качествами, если оно плохо поворачивается, все время норовит сложиться, ведет себя как зверь и играет вам на нервах. Какое удовольствие от такого полета?

Удовольствие и безопасность также два наиболее важные фактора, которые будут влиять на ваш прогресс и развитие в качестве пилота. Так что выбирайте крыло, управление которым вам по душе. Когда речь заходит о выборе автомобиля, вы можете предпочесть одну марку, ваш друг другую. Там нет правильных или неправильных решений. Только место для вкуса. То же самое верно, когда речь заходит о выборе крыла. Проблема возникает, когда речь заходит о выборе крыла без достаточного опыта. Если вы хотите развить свои навыки в качестве дегустатора, известно, что пить нужно в большом количестве! То же самое можно сказать о крыльях. На что нужно обращать внимание, оценивая управляемость крыла?

  1. Вес крыла: легкое или тяжелое?
    Некоторые крылья тяжелее, чем другим. Это не только результат типа ткани, из которого они сшиты, но и количество внутренних переборок, количество строп и т.д. В последнее время наблюдается переход к утяжеленной передней кромки, но, к счастью, тяжелые ткани типа гельвенор в настоящее время используются редко. Легкое крыло, как правило, стартует легче, ведет себя более динамично и не такое вялое, как некоторые крылья из тяжелой ткани. Что касается очень легких крыльев, весом менее 5 кг, то их делят на две категории: «Маршрутные (Travel)» крылья (4 — 5 кг) и «Горные (Mountain)» крылья (менее 4 кг). Будьте осторожны при выборе слишком легких крыльев – эти крылья, как правило, сделаны из материала, который настолько легок, что его долговечность под вопросом.
  2. Усилие на клеванте (брейк)
    Некоторые пилотам предпочитают мягкое тормозное усилие, другие тяжелое. Тяжелое усилие на клеванте может дать пилоту почувствовать себя увереннее при управлении, но если полет затянулся, то усталость в руках даст о себе знать. Тяжелое тормозное усилие может быть свойственно как крыльям начальных категорий, так и продвинутых. Усилие на управлении также отличается от производителя к производителю. Некоторые крылья управляются легкими незаметными движениями, другие грубыми.
  3. Ход клеванты
    Чем выше класс параплана, тем у него более короткий ход клеванты. Действительно существует сильная взаимосвязь между ходом клеванты и классом крыла. Чем короче перемещение клеванты, тем меньшее усилие нужно делать пилоту. С таким управлением крыло также легче остановить или сложить во время посадки. В тоже время новичкам, летающим на крыльях класса LTF1 или EN-A, сложнее ввести крыло в опасный режим во время сильного ветра.
    Кроме величины хода клеванты у крыльев также может отличаться степень усилия на клеванте в зависимости от хода. Большинство пилотов предпочитают более прогрессивное изменение усилия.Клеванта
  4. Устойчивость по тангажу
    Слишком устойчивое крыло сложно ввести в поворот. Полностью неустойчивое крыло стало бы настоящим кошмаром: лишь бы только удержаться в воздухе! Как найти золотую середину? Устойчивость по тангажу обычно означает эффективность и мягкость полета, но некоторая неустойчивость даст маневренность и не даст пилоту расслабиться.
  5. Устойчивость по крену
    Большинство крыльев низкого класса обладают устойчивостью по тангажу, но страдают от неустойчивости по крену. Это создает трудности для новичков, но делает полет более интересным.
  6. Легкость старта
    Еще один фактор, влияющий на выбор. Парапланы низких классов при старте не имеют тенденцию к слишком быстрому набору высоты, а некоторые крылья с плохой курсовой устойчивостью (по крену) надо придерживать.Старт параплана
  7. Разворот
    Ни одно крыло не разворачивается просто. На поворот крыла влияет его тангаж, крен, рыскание и реагирование на действия клеванты. Хотя некоторые крылья, как правило, больше склонны нырять при поворотах, чем другие, ни одно из них не делает поворот идеально. Еще один вопрос: как восстанавливается крыло после выхода из поворота. Разные крылья разворачиваются по-разному. Экспериментировать можно, но забывать про безопасность не стоит.

Получайте удовольствие и никогда не прекращайте учиться.

Шаг 6. Цена вопроса

Продолжительность службы параплана в среднем составляет 5 лет, есть отдельные экземпляры, которые летают до 8 лет. Хотя при желании параплан можно износить и за полгода. Федерация парапланерного спорта не раз выносила на обсуждение подобные случаи с плачевным концом, как правило, причина заключалась в том, что крыло не имело паспорта и гарантий. Поэтому при покупке параплана нужно, прежде всего, обращать внимание на:

  1. Наличие документов
  2. подержанные парапланы следует тщательно перепроверять перед покупкой. Ни каждый готов экономить на своей безопасности, а экономия получается существенной. Их стоимость начинается от 300 долларов, но безопасность превыше всего.

Новый качественный параплан европейского производства стоит от 2,5 до 5 тысяч долларов. Отечественный — 1,5-2. Отличие по летным качествам несущественное.

Резюме

Удачный полет на параплане

Итак, главный совет при выборе крыла – выбирайте то, которое вас не спугнет.

  • Будьте честны с самим собой о вашем текущем уровне мастерства. Может быть, ваше сегодняшнее крыло вполне для вас подходит, а ваши деньги лучше потратить на дополнительные обучающие курсы?
  • Не поддавайтесь искушению думать слишком много о высоких летных характеристиках. Вместо этого направьте свое внимание на весовую вилку и управляемость.
  • Если же решение о смене принято, то облетайте 3 или 4 крыла (если больше, то можно запутаться), если у вас нет опыта и времени, то обратитесь к авторитетным пилотам за советом.
  • Все, что осталось, это выбрать шикарный цвет, убедиться, что комплектация вас устраивает и наслаждаться!

Желаем удачи и счастливых посадок.

Полезные сайты по теме:

  1. www.paraplan.ru – Взрыв мозга для начинающего парапланериста. Огромное количество информации о парапланах, обучении и по теме
  2. www.dhv.de – подробная информация о системе сертификации DHV, а также многое другое
  3. www.para2000.org – сборник краткой информации практически обо всех парапланах
  4. www.asa-paragliding.ru – Российская фирма производитель парапланов
  5. www.aeros.com.ua – Украинский производитель парапланов

По материалам сайта www.passionparagliding.com
Статья Тоби Коломба (рекордсмен мира в тандемном полете) «Как самостоятельно выбрать правильное крыло»

Наверх