Частным пилотам на заметку: документы для законных полетов

Малая авиация в нашей стране развивается, меняются законы, полеты становятся доступнее. Летать без документов, «партизаном», стало не модно. Кроме того, что вы ограничиваете себя в передвижении – летаете только над своим полем или огородом, можете также заработать штраф. По аналогии с автомобилем владелец частного самолета должен иметь при себе такие документы, как летные права, документ о государственной регистрации, талон техосмотра, страховку и некоторые другие.

Список документов на самолет для полетов

  1. Свидетельство о регистрации самолета (воздушного судна, вс)
  2. Сертификат летной годности (слг)
  3. Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ самолета, воздушного судна)
  4. Разрешение на бортовую радиостанцию
  5. Бортовой журнал/ летная книжка
  6. Страховка, аналог автомобильного
  7. Лицензия пилота

В случае отсутствия документов во время полета предусмотрен штраф.

Официальные требования к документам, которые обязаны быть с вами во время полета на вашем летательном аппарате, законодательно закреплены в Приказе Минтранса РФ №128. Подробнее здесь:
ФАП 128. Статья 2.20 Документы на борту воздушного судна

Руководство по летной эксплуатации (РЛЭ)

РЛЭ – это информационный помощник пилота, у которого можно в любой момент уточнить информацию обо всех показателях полета на вашем воздушном судне. Тут содержаться различные факты и правила эксплуатации воздушного судна, инструкции для пилота по режимам полета, особенности пилотировании. Основная задача РЛЭ – всегда лежать под рукой и быть гарантом безопасности полета.

В общем виде любое РЛЭ может сообщить командиру воздушного судна следующую важную информацию:

  1. Общие положения о летательном аппарате
  2. Эксплуатационные процедуры и ограничения
  3. Особые случаи в полете
  4. Штатные режимы выполнения полетов
  5. Летно-технические характеристики летательного аппарата
  6. Графики загрузки и моменты центровки
  7. Техническое обслуживание ЛА
  8. Описание бортовых систем
  9. Приложения

РЛЭ на одну и ту же модель самолета могут отличаться: разная конфигурация, разное установленное оборудование, могут отличаться параметры веса и центровка.

Хотите летать безопасно – знайте свой самолет. Основная информация для зазубривания, что называется «must know», — это эксплуатационные ограничения вашего воздушного судна: значение воздушной скорости, значение веса/ распределения нагрузки и полетные режимы.

Так, каждый пилот должен знать предельно допустимую воздушную скорость его судна, ту при достижении которой, происходит структурное разрушение вс, когда останется только надежда на парашют. А кроме максимальной, есть еще минимальная – она же скорость сваливания – скорость, при которой ваше воздушное судно может войти в штопор и воткнуться в землю.

Центровку своего самолета также важно знать: если эксплуатируете с превышением нагрузки – ставите под угрозу свою жизнь, пассажиров и целостность структуры аппарата, также от этого могут страдать летные характеристики. Если неправильно расположен центр масс – возникнут трудности с управлением.

Ограничения по полетным режимам могут распространяться на возможные маневры воздушного судна с указанием скорости при маневре, и указанием свойств воздушной среды. Так, на большинстве самолетов малой авиации выполнять сложный пилотаж запрещено, а на некоторых и простой тоже (например, штопор).

Свидетельство о регистрации ВС

Перед началом эксплуатации вашего воздушного судна, его нужно зарегистрировать в Росавиации. Свидетельство о регистрации, выданное его владельцу, для подтверждения прав собственности должно постоянно находиться на борту.

Сертификат летной годности воздушного судна – СЛГ

Сертификат летной годности выдается ФАВТ РФ или его региональным отделением после технического осмотра вашего летательного аппарата на предмет его пригодности к безопасной эксплуатации. Срок выдачи – 2 года для сертифицированных вс и 1 год для ЕЭВС. Документ должен постоянно находиться на борту суда, лучше так, чтобы его видели и пилот, и пассажиры. Безопаснее себя чувствовать будут! Подробнее о документе здесь.

Разрешение на бортовые радиостанции

Посадка и вылет с аэродрома с диспетчерским обслуживанием, пролет зон с разрешительным порядком пользования и других, требует наличия на борту летательного аппарата системы средств, обеспечивающей двустороннюю радиосвязь. Пилотам, выполняющим полеты над РФ, требуется иметь разрешение на право пользования радиостанцией.

Такой документ вы можете оформить в Росавиации. Стоимость разрешения 2000 рублей. Срок оформления — неделя. Для получения разрешения требуется наличие свидетельства о регистрации ВС (в СЛГ необходимости нет).

Список лиц, находящихся на борту

Все лица, находящиеся на борту во время полета должны быть пересчитаны и записаны с указанием ФИО, документа, удостоверяющего личность, и подписи. В списке ставится отметка о дате, времени и маршруте полета, а также регистрационный и государственный номер летательного аппарата.

Лицензии пилотов

В полете летные права пилота должны быть с собой.

Бортовой журнал, санитарный журнал, летная книжка

Для безопасных полетов на самолете также следует проводить регулярное техническое обслуживание. Общепринятая мировая практика проводить ТО через 50 и 100 часов полета. Выявленные в полете небольшие «неисправности» следует заносить в бортовой журнал, куда также заносится время, прошедшее с последнего ТО. Кроме того, в журнале указывается маршрут полета, пункт и время вылета и прибытия, а также сведения о воздушном судне и пилоте. Также в бортовой журнал можно использовать для ведения информации о санитарном состоянии самолета.

В том случае, если вы летаете один, можно в качестве бортового журнала использовать летную книжку.

Налет в летной книжке, бортовой журнал и санитарный, если есть, лучше заполнять после каждого полета, иначе во время техосмотра вас заставят это сделать, придется вспоминать, куда летал и зачем.

Страховка

Требования к страхованию воздушного судна прописаны в статье 132 и 133 Воздушного кодекса РФ:

Воздушный кодекс РФ. Статья 132

Воздушный кодекс РФ. Статья 133. Страховка

Как видно из статьи 132 владелец частного легкого самолета, если он летает один, не обязан делать страховку. Только в том случае, если самолет используется для обучения полетов, требуется страховать риск гражданской ответственности перед пассажиром (учеником). Размер страхования на год от 650 до 3500 рублей. Сумма выплаты может быть 7300000 рублей в Московской области, а может и 100000 рублей, все зависит от того, какой минимальный размер зарплаты (МРОТ) был принят к расчету.

Что касается страхования рисков гибели воздушного судна или ущерба, то в этом случае суммы имеют такие порядки: каско легкого вертолета — от 2,8 %, легкого самолета — 1,2 — 1,8 % (верхняя планка 3%). Сумма зависит от состояния летательного аппарата, опыта пилотирования пилота, установленного на борту оборудования.

Информация о визуальных сигналах-командах в случае перехвата при международном полете

В учебных летных центрах Канады и США на борту учебных самолетов часто можно увидеть список сигналов-команд при перехвате, другими словами список команд для общения с самолетом-перехватчиком в случае, если вы были перехвачены. Сигналы-команды – это список визуальных сигналов общения с военным истребителем, например, если истребитель находится рядом и начинает покачивать крыльями в разные стороны – это значит «вы перехвачены, следуйте за мной».

Конечно, довести ситуацию до такой крайности под силу далеко не каждому пилоту, но знать простые прописные вещи нужно, либо периодически их вспоминать: не летать там, где нельзя, пользоваться радиостанцией, если есть сомнения, что могли отклониться от маршрута – откорректировать полет.

В документах на борту должна быть дисциплина, правильное их ведение – один из залогов безопасного полета.

Штраф за отсутствие документов в малой авиации

Развитие малой авиации влечет за собой регулярные изменения правил эксплуатации самолетов и вертолетов. Каждый пилот должен знать, что нарушение законов воздушной авиации влечет за собой определенную ответственность.

Опыт российской авиации твердит, что за управление транспортом, который относят к малой авиации без слг, лицензии пилота, регистрации вс, или неполное оформление этих документов должно влечь за собой криминальную ответственность. Но действующим законодательством предусмотрено только применение административной ответственности за эти нарушения.

Административные обязательства подразумевают выплату штрафов за нарушение законов этой области

  • В случае управления воздушным судном человеком, который не имеет всех необходимых документов, штраф составляет от 2000 до 2500 рублей.
  • Отсутствие у пилота лицензии во время полета влечет за собой штраф от 1000 до 2000 рублей.
  • Несоответствие воздушного судна вышеперечисленными требованиями (слг, регистрация, разрешение на бортовую радиостанцию, страховки) влечет за собой выплату штрафа командиром воздушного транспорта в размере от 2000 до 2500 рублей. В случае невыплаты пилот получит запрет на управление воздушным судном сроком до одного года.
  • Если воздушное судно имеет недействительные опознавательные знаки, а также регистрационный или учетный опознавательный знак, то командиру необходимо выплатить штраф в размере от 2000 до 2500 рублей. В противном случае пилот может лишиться права в управлении воздушным транспортом сроком до 1 года.

Все эти штрафы предусмотрены в статье 11 Кодекса об административных правонарушениях, который является кодифицированным нормативным актом, что регулирует общественные отношения и накладывает административную ответственность правонарушителей. Отсутствие лицензии пилота, регистрации вс, сертификатов летной годности при полетах обозначается кодексом как административное нарушение прав, которое влечет за собой выплату штрафа.

Чтобы ваш полет проходил на спокойной и позитивной ноте оформляйте все документы во время и легальным путем.

Наверх