Цессна: «Возможно все!»

Более ста лет прошло с того дня, когда Клайд Цессна закончил постройку своего первого самолета. Это произошло 11 мая 1911 года, вскоре после исторического полета братьев Райт и сенсационного перелета через Ла-Манш французского авиатора Луи Блерио. С этого дня началась история самого успешного бренда за всю историю авиации. Клайд Вернон Цессна стал для авиации той ключевой фигурой, какой в автомобилестроении довелось стать Генри Форду.

Клайд Вернон Цессна и его путь к мечте

Основатель компании Цессна родился в семье фермера-переселенца, одного из тысяч, кочевавших с семьей по стране. Клайд родился в Айове, но вскоре его родители вновь отправились на новое место — в Канзас. Именно этот штат и стал настоящей родиной Клайда Вернона. Родители прочили ему управление построенной ими фермой, но Клайд не особенно обращал внимание на эти планы. Он был в семье белой вороной. Длинный, немного нескладный, он выглядел иначе, чем остальные его братья, крепкие и плечистые работяги.

Отец смог дать детям только начальное образование — 5 классов. После этого парням следовало приниматься за фермерский труд — выкорчевывать деревья, пахать землю, ухаживать за скотом. Но Клайду гораздо интереснее была механика. Он тащил в облюбованный им сарай всякий хлам ос всей округи, пытаясь построить странные механизмы и устройства. Пятнадцатилетним мальчишкой он уже вполне успешно справлялся с ремонтом сельскохозяйственной техники, на радость всей округе.

Следующие 10 лет Клайд искал себя и свое призвание. Он попробовал играть на скачках, отправлялся искать золото, пытался работать коммивояжером, участвовал в автомобильных гонках. К 25 годам Цессна стал предпринимателем: открыл торговлю автомобилями, и вскоре его бизнес начал процветать. Успех крылся в бесспорных талантах механика: Клайд умудрялся привести в отличное состояние даже развалюху, утратившую часть деталей и способность самостоятельно передвигаться.

Клайд Вернон - основатель компании Cessna AirCraft

Это был успех, но совсем не то, чего искала его душа..

Точка отрыва

Дело всей жизни Клайд Вернон нашел на одном из первых американских авиашоу в 1910 году. Странного вида шаткий механизм, гибрид этажерки и летучего змея, пробежал по земле и, покачивая полотняными крыльями, взмыл в воздух. Когда самолетик сделал круг и приземлился, Цессна уже знал — вот оно. То, чему он посвятит свою жизнь и таланты.

Цессне исполнился 31 год, у него была жена Европа, маленький сынишка и успешный автобизнес. И недавно обретенное призвание. Клайд Вернон Цессна начал жизнь с чистого листа: бизнес был продан, жена и ребенок остались дома, а сам будущий авиатор отправился в Нью-Йорк, учиться самолетостроению в мастерских Queen Aeroplane Company.

Через пару месяцев Клайд потратил все свои сбережения, включая приданое супруги, на приобретение своего первого самолета, сделанного по образцу аэроплана Блерио, перелетевшего через Ла-Манш. За этим последовали несколько месяцев самостоятельного обучения летному делу. Если сказать точнее — несколько месяцев Цессна пытался взлетать, затем учился приземляться без аварий. Бедный аэропланчик начал разваливаться еще при первой попытке взлета над просторами Грейт Солт Лейк. Итог попытки: 200 долларов на ремонт аппарата и 100 долларов штрафа за испуганных овец соседей.

При пятой попытке самолет, наконец, оторвался от земли. Но полет его был недолгим, а приземление — фатальным для хрупкой конструкции. Развалившийся самолет починить уже было невозможно. Цессна строит взамен разбитого новый аэроплан, подобный разбитому, и нарекает его «Серебряным Крылом» — Silverwing. Гордое имя не облегчило участи аппарата: последовали семь безуспешных попыток взлететь, после каждой из которых приходилось тратиться на очередной ремонт и выплату штрафов соседям за беспокойство. Клайд был в долгах по самые уши и пребывал на грани отчаяния.

Но тринадцатая попытка удалась. Июньским днем Клайд Цессна, управляя построенным собственными руками самолетом, успешно взлетел над полем, сделал круг, и вполне удачно приземлился.

Самолеты с канзасской лесопилки

Следующей базой Клайда слала старая лесопилка в Кингдом Кантри в Канзасе, неподалеку от дома родителей. Здание подремонтировали и превратили его в ангар и мастерские. Несколько следующих лет Цессна трудился, не покладая рук: зимой строит новый самолет, а в теплый сезон разъезжал с ним по ярмаркам и авиационным шоу. У Клайда не было научной базы, которая имеется сейчас у авиастроителей, он строит свои летательные аппараты интуитивно, находя решения методом проб и ошибок. Одна их аварий стоила ему раздробленной ноги, что заставило Цессну передоверить испытание своих самолетов сыну и ученикам.

Но созданная им компания Cessna Exhibition Соmрапу развивалась и приносила прибыль. Авиация все еще была в новинку, люди легко отдавали деньги за билеты на авиашоу. Но Клайду этого было мало. Он отлично понимал, что авиация — не цирковой номер, и за ней — великое будущее. Практичный ум Цессны работал над созданием простого в управлении, интуитивно понятного и надежного самолета. Но, когда концепция будущей самолетостроительной компании уже сложилась в нечто конкретное и готовое к воплощению, началась Первая мировая война.

Рождение корпорации Cessna

В 1918 году Клайд арендует огромное поле неподалеку от канзасского города Уичите и открывает там авиашколу для будущих пилотов. Впоследствии именно там были построены заводские корпуса, в которых собираются самолеты Цессна. Вскоре было основана компания Wichita Travel-Air Company, созданная с непосредственным участием Вальтера Бича и Ллойда Стермана. Компания разрабатывала монопланы, и к 1927 году такой самолет был создан. Модель AW превосходила по характеристикам бипланы и могла стать весьма успешной… если бы не началась Великая депрессия и компанию не постигло банкротство.

Но Клайда Вернона сломить не удалось. Через три года он вновь открывает завод в Уичите, а руководство компанией Cessna Aircraft Co отдает в руки своего племянника Дуэйна Уоллиса, который и привел ее к блистательному успеху. Предпринимательский талант Дуэйна смог преобразовать самолет из игрушки для богатых в довольно массовый продукт. Американцы стали самой летающей нацией, и эта заслуга в значительной степени принадлежит концерну Цессна.

Концерн уже давно перестал быть семейным предприятием: в 1985 году Cessna Aircraft Co была куплена General Dynamics, а с 1992 года принадлежит компании Textron.

Жизнь Клайда Вернона Цессны закончилась 20 ноября 1954 года. Еще при жизни Цессна был удостоен места в Зале славы национальной авиации и множества наград за неоценимый и беспримерный вклад в развитие авиации Соединенных Штатов и всего мира.

Самые успешные и известные модели Цессна

1928 год: в небо взлетел самолет модели AW, превосходивший по характеристикам бипланы. Стройный самолет, оснащенный двигателями Элбридж (мощность 45 кВт), мог претендовать на звание гоночного, хотя был предназначен для гражданской авиации. До сегодняшних дней многие самолеты этой модели отлично служат своим владельцам, свидетельствуя о непревзойденной надежности самолетов Цессна.
История самолета Cessna Model AW
Cessna model aw история марки
1934 год: создание модели Airmaster, который долгое время считался наиболее эффективным самолетом. Этот самолет побил рекорды того времени по тиражу: его выпуск превысил 200 самолетов в год. Первые самолеты этой модели строились из металла и дерева: носовая часть обшивалась дюралем, несущие поверхности — фанерой, а остальные части — полотном. Самолеты оснащались одним двигателем Warner Super Scarab Series 50 (108 кВт). Вес пустого самолета — 620 кг, максимальная масса для взлета — 1066 кг. Дальность полета — 885 км, максимальная высота — 5485 м.

Cessna Bobcat популярная модель самолета

1940 год: начало выпуска двухмоторных самолетов Bobcat. Модель оказалась исключительно успешной: всего за 4 года было продано более 5400 самолетов этой модели. Легкий пятиместный самолет мог использоваться для выполнения различных задач, одной из которых было обучение будущих пилотов. Для оснащения самолета использовалось 2 двигателя Jacobs R-755-9 (183 кВт)

Масса пустого самолета — 1588 кг, максимальная взлетная — 2755 кг. Дальность полета — 1207 км, потолок — 6705 м. Максимальная скорость 314 км/ч.

1946 год: начало производства моделей М120 и М140. Через три года этим модели стали выпускаться с металлическими крыльями.

История самолета Cessna Skyhawk 172

1956 год: выход в небо самого популярного самолета в истории развития авиации: Skyhawk 172. К настоящему времени самолетов этой модели более чем в 25 модификациях выпущено рекордное количество: более чем 43000 экземпляров. Надежный, легкий, простой в управлении самолет пользуется буквально всемирной славой. В 80-х годах производство модели Скайхоук было прекращено, но с 1998 года усовершенствованные самолеты этой модели вновь выпускаются.

Самолет вмещает 4 человек (1 пилот и 3 пассажира). Вес пустого самолета — 736 кг, максимальная взлетная масса — 1159 кг. Самолет оснащен двигателем Lycoming IO-360-L2A flat-4 (120 кВт). Скорости: максимальная на уровне моря: 228 км/ч, максимально допустимая: 302 км/ч. Дальность полета: 1272 км. Практический потолок — 4116 м.

Интересно: именно на Скайхоуке, оснащенном дополнительными топливными баками, прилетел из Хельсинки в мае 1987 года Матиас Руст. Его скандальное приземление на Красной площади стало мировой сенсацией и стоило карьеры не одному офицеру ВС СССР.

В 1987 году был выпущен еще один, ставший самым популярным в мире одномоторный самолет Цессна: Skyline.
Характеристики модели Cessna Skyline
Характеристики самолета Skyline
1968 год: Америка дала понять, что богатым людям нужны комфортабельные частные самолеты. Цессна ответила выпуском модели Citation 500, а в конце 70-х в небо поднялись Citation Sovereign и Citation Excel. К сегодняшнему дню самолеты Цессна — самые популярные и многочисленные в в бизнес-классе. Они успешно сочетают комфортабельность для пассажиров с отличными техническими характеристиками.

 

Самолет Sitation Sovereign

Характеристики модели Citation Sovereign:
Характеристики модели Citation Sovereign

Сто лет успеха

Детище неугомонного Клайда Вернона Цессны, концерн Cessna Aircraft Co — бесспорный лидер в производстве легких и средних самолетов различного назначения. Их узнаваемый силуэт можно увидеть в небе над всей планетой. На них летают состоятельные бизнесмены и обучаются летному делу будущие пилоты. Цессна обеспечивает своими самолетами сельскохозяйственную и спортивную авиацию. Основа такой популярности самолетов Цессна — в уникальном сочетании комфортабельности самолетов, их летно-технических характеристик и высокой надежности. Девиз концерна — «Возможно все!». И история успеха компании – прямое доказательство правильности этого девиза.

Наверх