Может ли компьютер заменить самолёт во время обучения?

Тренировка навыков пилотирования происходит в полёте, но не всегда понимание правильности выполнения процедур приходит сразу. Некоторые моменты требуют подробного разбора в спокойной обстановке. В таких случаях на помощь могут прийти специальные компьютерные программы – авиасимуляторы. Они выпускаются уже более 30 лет и в процессе развития достигли большого успеха при имитации полётов на самолетах.

Оглавление:

  1. «Вирпилы» на настоящих самолетах
  2. Реалистичные симуляторы и их достоинства
  3. Физика полёта в X-Plane
  4. Дополнения FSX играют роль
  5. Prepard3D — замена FSX
  6. Виртуальные сообщества Vatsim и IVAO
  7. Стоимость, требования и ссылки

Виртуальные пилоты за штурвалом настоящих самолетов

Для кого-то авиасимуляторы могут быть простой «резиновой бабой», а для кого-то стать «счастливым билетом» в светлое будущее. Здесь уместно написать строчку из стихов: «Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу…», а также мечту, музу и самолёт. Всё в нашей жизни зависит не от самих вещей, а от того, как мы их воспринимаем.

Один швед, по имени Томас Салме, увлекался авиасимуляторами и любил самолёты, причем настолько, что решился на обман и авантюру, какой свет не видывал. Началось всё с его похода в учебный тренировочный центр, где, выдав себя за безработного пилота, он получил разрешение на один полёт на профессиональном авиатренажере. В результате похода он также успел подружиться с сервисным инженером, который давал ему возможность ночью подлётывать на тренажере, осваивать летный тренажеры и изучать найденные там же мануалы нескольких самолётов. Это продолжалось несколько месяцев.

Позже у одной итальянской авиакомпании открылась вакансия второго пилота, Томас подделал шведскую летную лицензию и подал своё резюме. Успешно пройдя пробные полёты, он был принят на эту вакансию. За 13 лет Томас успел сменить 3 авиакомпании и даже стать КВС до того момента, пока не был пойман полицией. Пилот-самоучка был отпущен и отделался годом лишения возможности летать. Так авиасимуляторы помогли ему в жизни. Кстати, за всё это время он ни разу не подвергал пассажиров опасности.

Реалистичные авиасимуляторы и их достоинства

Стать пилотом пассажирского Боинга 747, совершающего рейс Сидней – Лондон, пролететь на культовом Beechcraft Baron над пляжами Флориды, сдать на лицензию частного пилота на Cessna 172, что ещё? Современные авиасимуляторы позволяют поднять в воздух практически любой самолет, вертолет, дельтаплан и даже воздушный шар. Осилить все эти воздушные суда можно виртуально, оставаясь дома за комнатным столом в спальных тапочках. Но насколько этот опыт будет востребован настоящим пилотом в лётных условиях, останется под вопросом.

Сфера применения авиасимулятора может быть настолько широкой, насколько позволит уровень реализма. Детализация отдельных органов управления вплоть до тумблеров индивидуальной вентиляции, обогрева окон и противообледенительной системы как раз к этому вопросу. Изучением выполнения стандартных летных процедур может помочь даже Microsoft Flight Simulator.

«Даже после получения лицензии частного пилота я не перестал пользоваться симулятором», — поделился своими откровениями участник одного форума. «Прежде чем лететь по неизвестному маршруту, я часто пролетаю его в виртуальной среде. Во время моей учебы на частного пилота особенно полезными были маршрутные полёты. За день до моего полёта Сиэтл — Пирсон я выполнил этот маршрут в FSX, поэтому на следующий день во время настоящего полёта я точно знал, где нахожусь. Это чувство придавало мне уверенность в том, что всё будет хорошо.»

Симулятор позволяет научиться выполнять процедуры: когда выпустить закрыли, когда дать газ, но «чувство пятой точки» там не наработаешь. На основании своего опыта я могу заключить, что научиться некоторым вещам нельзя, а их изучение в виртуальной среде может даже пагубно отразиться на будущих полётах и привить неправильные навыки:

  • При взлете. Реактивный момент от пропеллера, толкающий самолета влево во время рулежки плохо соответствует правде.
  • При посадке. Момент касания с землей не выглядит реалистично, выравнивание самолета не соответствует реальному.
  • Сваливание и штопор. Любые маневры с углом крена больше 30 градусов и углом атаки больше 20 градусов не соответствуют реальности.

Теперь о том, где использование симуляторов может быть полезным:

  • Выполнение процедур. Для курсанта выполнение крутого виража или выход из сваливания может представлять определенные трудности во время первых полётов. С финансовой точки зрения имеет смысл сначала отработать эти маневры на симуляторе вместе с инструктором.
  • Навигация. Работа с радиомаяком на земле может быть также успешно отработана, как и в воздухе. Если в симуляторе четко прорисован рельеф, можно использовать визуальные ориентиры.
  • Работа с приборной панелью. Изучить работу приборов позволит симулятор: времени будет сколько угодно, а деньги за это с вас не возьмут.
  • Выполнение внештатных процедур. Симулятор позволяет делать вещи, которые в реальном полёте встречаются редко. Полёт в тумане, плохая видимость, сильный боковой ветер, различные отказы оборудования могут застать вас врасплох. Чтобы этого не случилось ситуации с отказом двигателя и ей подобные лучше всего отрабатывать в безопасном месте на безопасной высоте.

Физика полёта в X-Plane

Среди всего простора авиасимуляторов тихой гаванью являются симуляторы пассажирских и транспортных самолетов, среди которых выделяются Microsoft Flight Simulator X (FSX) и X-Plane. Вопросы из разряда, какой симулятор лучше, и какой вы бы приобрели из двух, перешел в разряд риторических. Виртуальные пилоты не имеют общего мнения на этот счет. Общее мнение такое: FSX ценится за более качественные визуальных эффекты и огромное количество дополнений, охватывающих практически все современные и раритетные самолеты, а X-Plane отличается лучшей моделью полёта. Теория элементов лопастей, на которой основывается X-Plane, позволяет описывать поведение объектов в полёте более реалистично. Именно поэтому игра была сертифицирована (единственная из всех подобных игр) Федеральным Агентством по аэронавтике (FAA) для целей обучения пилотов. Для того чтобы оценить на деле аэродинамику двух игр проведем тестовые полёты. Одним из наиболее востребованных самолетов малой авиации является Cessna 172. Насколько полёт этого самолёта отличается в двух играх?

X-Plane-10-1 X-Plane-10-5

X-Plane сравнительно молодой симулятор, но благодаря использованию передовых технологий он создает атмосферу полёта несколько привлекательнее для обучения по сравнению с FSX. Это можно наглядно увидеть при вводе самолёта в сваливание и штопор. Сваливание в FSX выглядит незначительным, а введение в штопор вовсе оказывается невозможным. Совсем по-другому дела обстоят у X-Plane: при сваливании происходит видимый завал крыла с потерей высоты, а штопоры можно крутить не хуже, чем в военном симуляторе. При поворотах появляется необходимость следить за скоростью, которая начинает реагировать уменьшением, и для её коррекции нужно добавить тягу.

Дополнения FSX играют роль

Подготовить самолет к взлету, взлететь и самостоятельно провести его из точки А в точку В, невзирая на погодные условия и технические неисправности – задача, которую решает пилот пассажирского самолета FSX. Достоинства игры в её обновлениях: точные модели большинства самолётов малой авиации, точные модели аэропортов и рельефов местности, курсы обучения, диспетчерское сопровождение, загрузка реальных погодных условий и т.д. Одно из таких дополнений FSX A2A Accu-Sim позволяет не только летать на Cessna172, но и самому обслуживать.

X-Plane-10-2 FSX-Predpoletnii-osmotr

Прежде чем взлететь надо убедиться в исправности своего самолёта. В кабине должно лежать руководство по эксплуатации, стояночный тормоз должен быть отключен, фиксатор штурвала снят и далее по списку. Как и в реальности, один из этапов осмотра – обход всех важных узлов, от состояния которых зависит успешность полёта.

FSX-Vibor-svech FSX-Proverka-vodi

Проверка уровня воды в топливе, работоспособность всех узлов управления, надежность тросов и тяг управления, отсутствие воды в топливном баке … до проверки замка двери багажного отсека. Если что-то не в порядке, а всё может произойти, механик в ангаре поможет отремонтировать неисправность. Там же можно установить обтекатели на колеса, заменить свечи с дешевых Massive Electrode на долговечные Fine Wire, залить одно из трех видов масел 100W, 20W-50 и 25W-60, поставить колеса для грунта и сделать многое другое.

FSX-Cessna172-3

Предполётный осмотр закончен, неисправности устранены, самолёт готов к полёту, садитесь удобнее и приготовьтесь к выполнению контрольного полёта в среде FSX:

  • Рукоятка крана переключения топливных баков (MIXTURE) и рукоятка регулятора топливной смеси на максимум
  • Включаем стартер и авионику: кнопка (Master Power) и Avionics (авионику)
  • Запускаем двигатель (выключатель MAGNETO)
  • Включаем подсветку световых приборов
  • Устанавливаем закрылки в положение между 0 и 10 градусами
  • Еще раз скользим взглядом по показаниям датчиков двигателя и температуры двигателя, предупреждающих о возможных неисправностях в работе тех или иных систем
  • Запрашиваем разрешение на взлет у диспетчера
  • Даем газ и держим тахометр на отметке 1000 оборотов в минуту (RPM) во время рулёжки
  • Газ на полную мощность. Кто-то может стартовать как истребитель: заблокировать колеса тормозами, дать газ на полную, отпустить тормоза… кому как нравиться. При достижении скорости 75-85 уходим в отрыв. Стоит поддерживать скорость на таком уровне, пока не будет 3000 футов высоты (1000 метров). Идеальная крейсерская скорость достигается при положении ручки управления двигателя в пределах 45 – 75 %.
  • При высоте более 3000 футов уменьшаем расход топлива, чтобы добиться оптимальной производительности двигателя

При необходимости игра позволяет сдать экзамен на лётные права, научит пользоваться радиообменом, читать и понимать штурманские карты. Количество поклонников игры такое, что на youtube.com можно найти инструкции по сдаче практически любого теста и отработки любого режима полёта, например, контрольный полёт на получение сертификата «Полёт по приборам» на Cessna 172:


Prepard3D-замена FSX

Cessna172 в Prepard3D

Приборная панель в Prepar3D

Не для кого ни секрет, что симуляторы очень требовательны к ресурсам системы. В самый неподходящий момент нестабильная программа при стандартном объеме оперативной памяти может подвести. Но с появлением нового симулятора Prepard3D сотни виртуальных пилотов вздохнули с облегчением. Вот так описывает свой опыт один из симмеров с форума avsim.ru: «Мда-а-а, уж… Препар это тема! Прибыл в Анкоридж. Тут вдруг ФСУПИК запищал о нехватке памяти. Ну, думаю, все, кранты! Три часа псу под хвост… А нет, ничего! Лечу, как ни в чем не бывало, только в наушниках попискивает». Prepar3D – это новый симулятор, созданный компанией Lockheed Martin на базе платформы FSX для учебных целей. Отличительная его особенность – стабильность работы программы, так необходимая многим пользователям. У него новое лицо: еще более реалистичный антураж, поддержка библиотек и дополнений FSX и обучающие курсы для пилотов самолетов, вертолетов, подводных лодок и все прочего, что ездит, плавает и летает.

Виртуальные сообщества Vatsim и IVAO

Харри раз в месяц по выходным летает из провинции в Лондон. Аэроэкспресс от Хитроу довозит его до станции, где ждет Тайлер на автомобиле, после чего они вместе добираются по субботнему Лондону до конечного пункта назначения. У входа в офисное здание в 10 утра уже большое скопление людей, все вместе они собираются в выходной день в центре Лондона, чтобы стать виртуальными диспетчерами и пилотами во всемирной виртуальной сети, объединяющей энтузиастов со всего мира. Так начинается открытый день сообщества Vatsim в английском филиале. Более 250000 зарегистрированных пользователей по всему миру, 20000 аэропортов, более 500 виртуальных пилотов каждый день и полное погружение в мир авиации с целью обучения и удовольствия. Кто-то из участников встречи примеряет на себя фуражку пилота, кто-то костюм диспетчера, но все они черпают вдохновение и огромный заряд энергии от этих встреч.

Возможности глобальной сети и страсть человека к полётам можно соединить вместе в виртуальных сетях Vatsim и IVAO. Для того чтобы это сделать, надо быть пользователем Microsoft Flight Simulator версии 2004 или X, X-Plane также подойдет. Для вступления в сообщество необходимо зайти на сайт, зарегистрироваться и установить программу «клиент-пилот».

Среди достоинств пользования этими сервисами: полёт в реальных погодных условиях, весь мир у ваших ног и практически настоящий трафик с английским радиообменом для желающих подучить язык.

IVAO-account

В сетях IVAO и Vatsim одновременно летают до 700 пилотов

Стоимость, требования и полезные ссылки

Минимальные требования к компьютеру FSX, X-Plane10, Prepard3D 1.4

Процессор Dual Core 2.0 GHz
Оперативная память (RAM): 2.0 GB. При 4-х GB игра работает лучше
Операционная система: Windows XP SP3 и выше
Видеокарта: минимально 250 MB
Требуется носитель информации с 10 GB свободного объема (Prepard 20Gb)
Необходимость джойстика и педалей острее ощущается в X-Plane

Где скачать, сколько стоит

Все игры доступны для пользователей на официальных сайтах: www.x-plane.com, www.prepard3d.com, FSX. Стоимость официальных версий симуляторов от 60$, но на многочисленных сайтах есть взломанные версии. Скачать симуляторы, а также задать вопросы знатокам можно уже ВКонтакте: FSX, X-Plane

Что можно отработать в игре, какие летные навыки можно поддерживать

Обе игры позволят отработать выполнение тех или иных процедур, но в FSX и в Prepard3D гораздо больше различных добавлений и библиотек, поэтому возможностей для изучения работы конкретного судна у него больше. X-Plane даст больше возможностей для отработки летных режимов, в том числе в сложных условиях.

На каких типах самолетов можно летать

Среди моделей воздушных судов для тренировок полетных навыков есть почти все модели легкой авиации, пассажирских и грузовых судов, которые существуют в реальном мире. Все обновления пишут такие известные в своей нише производители, как Aerosoft, PMDG, Carenado и другие. Вот список некоторых самолётов малой авиации, стоимость каждой модели от 15 до 30 евро: Tecnam P2006T, PA34 SENECA, PA46T Malibu, CT182T Skylane, Cessna 208B Grand Caravan, Cessna T210M Centurion, Cessna 340, Beechcraft B58 Baron, DA-40, Twin Otter DHC-6, C90B King Air, Bonanza A36.
Для X-Plane доступны следующие модели (некоторые из доступных): Cessna 152, Cessna 172RG Cutlass, Cessna 172N Skyhawk, Cessna 208B Grand Caravan, Cessna 340, PA34 SENECA, PA32, PA46T Malibu, Cessna T210M Centurion, Cessna T206H Stationair, PA46T Malibu, B200 KING AIR, C90B King Air, Beechcraft B58 Baron, Bonanza A36, Mooney M20J.
Скачать официальные версии можно здесь: www.shop.aerosoft.com, www.sim-planet.com

Обучающие сценарии для FSX и X-Plane

Связующим мостом между практикой реальных полётов и виртуальными симуляторами могут стать игровые сценарии, заточенные под курс частного пилота и различных рейтингов с учетом требований FAA. Творения пилота инструктора Брюса Вильямса позволят задействовать скрытый потенциал симуляторов для учебных целей. Скачать и установить эти сценарии можно по ссылке

По материалам:
www.aviation.stackexchange.com
www.eu.wiley.com

Наверх