Ангарные ворота своими руками – надежные стражи самолета

Помещения, в которых производится стоянка и техобслуживание самолетов, должны быть укомплектованы ангарными воротами. Ангарные ворота — стражи самолета, обеспечивающие не только его быстрый въезд в ангар и выезд из него, но и надежно защищающие летательный аппарат от неблагоприятных внешних погодных условий и проникновения внутрь помещения злоумышленников.

Что необходимо знать про ангарные ворота

Ангарные двери для самолетов – это высокотехнологичные конструкции. Они должны обладать большими габаритами и удовлетворять таким требованиям, как максимальная надежность, прочность, высокая теплоизоляция, удобство эксплуатации и пр. Кроме того, они должны иметь:

  1. Отличный внешний вид, гармонирующий с общим видом ангара;
  2. Электропривод, обеспечивающий перемещение и остановку подвижных створок в проектном положении;
  3. Возможность экстренного открытия ворот в любой аварийной ситуации;
  4. Надежное уплотнение между неподвижными элементами каркаса ангара и створками ворот по периметру проема всех возможных зазоров.

При выборе типа ангарных дверей и их проектировании нужно учитывать габариты летательного аппарата, ветровую нагрузку на створки, климатические условия, а также снеговую и крановую нагрузку на несущие балки конструкции. Необходимо строго соблюдать требования пожарной безопасности.

«Авиадом», как правило, строят с перспективой нахождения в нем самолетов малой авиации большинства существующих размеров. Идеальным вариантом считаются следующие габариты ворот: высота проема – до 5,5 м, ширина — до 18 м. Двери таких размеров могут иметь различную конструкцию, зависящую от многих факторов, главными из которых являются стоимость, надежность, эксплуатационные качества, теплоизоляция.

Виды ангарных ворот

Большие габариты ангарных ворот для самолетов накладывают ограничения на применение некоторых типов ворот. Например, в ангарах авиационного назначения не применяют распашные ворота. Из-за больших размеров (до 9 м. на створку) получается слишком большой рычаг. При строительстве ангаров для самолетов используются конструкции ангарных дверей следующих типов.

Тентовые ворота

Тентовые ангарные ворота
Их преимущество – минимальная стоимость, неограниченные размеры, разнообразный дизайн. Тентовые варианты устанавливаются легко и быстро, они мало весят и имеют простую конструкцию. В их комплект входят алюминиевые балки и легкая тентовая ткань с ПВХ покрытием. Материал устойчив к агрессивным средам, обладает антикоррозийными свойствами, для него не помеха любые экстремальные условия эксплуатации.

Тентовые ворота поднимаются с помощью тросов электродвигателем, который вращает барабаны, установленные на верхнем профиле. Тросы распределены равномерно по всей длине проема, что обеспечивает при подъеме расположение тента в верхней части ворот аккуратными складками.

К недостаткам можно отнести низкие антивандальные качества, неустойчивость к сильным ветровым нагрузкам, слабую теплоизоляцию. Но, в случае повреждения тентового покрытия, можно легко заменить не весь тент, а только поврежденный участок. При этом, даже с поврежденным тентом, двери остаются в рабочем состоянии.

Откатные ворота

Откатные ангарные ворота

Основное преимущество откатных дверей – высокая прочность. Они представляют собой объемные рамные конструкции, способные закрыть проемы любых размеров и выдержать любые ветровые нагрузки. Их цена зависит от многих факторов и может отличаться на 1- 2 порядка. Например, стоимость ворот 12 х 4 м. находится в ценовом диапазоне от 50000 до миллиона руб.

В этой категории существуют ворота двух типов. К первым относятся откатные ворота со скользящей опорой. На таких воротах сверху крепятся ролики, с помощью которых происходит перемещение ворот и их удерживание на весу. Для фиксации в нужном положении и ориентирования откатных ворот снизу крепятся направляющие.

Второй вариант – двери, которые опираются на расположенные внизу ролики. Они передвигаются по специальным пазам на полу и имеют диаметр не менее 8-ми дюймов.

Откатные ангарные ворота имеют одну или две створки. Выбор зависит от необходимой скорости их открытия и возможности для отката створок. В таких конструкциях предъявляются повышенные требования к поверхности роликов и чистоте пазов. Основание для направляющей роликов должно быть очень надежным. Недопустим перекос створок относительно фасадной стены ангара.

Ворота «гармошкой»

Ангарные ворота гармошкой
Состоят из многостворчатых вертикальных дверей фиксированного размера, которые складываются вбок гармошкой. Такая конструкция позволяет заполнить проем любой длины без потери жесткости. Вертикальные стыкующие стойки не нужны, т. к. каждой створке-секции свойственны жесткость и самонесущая прочность по периметру. В основном створки подвешивают на ролики, которые двигаются по верхней направляющей. Опора на ролики, установленные на нижнем рельсе, — менее распространенный вариант из-за проблем с обледенением направляющих.

Каждую секцию делают из уголков и оцинкованного профиля с расположенными внутри сэндвич — панелями толщиной 40 мм. Их соединяют между собой петлями. По периметру крепят резиновые уплотнители. Можно сделать в створках двери или окошки для естественного освещения ангара.

В открытом состоянии ворота похожи на «гармошку» и занимают мало места. Еще преимуществами данной конструкции можно считать устойчивость к ветровым нагрузкам и относительно небольшую стоимость. Недостаток – слабые теплоизолирующие свойства из-за большого количества стыков и недостаточной толщины панелей.

Подъемные ворота из двух секций, «bi-fold» door

Ангарные ворота из двух секций

Устройство состоит из двух больших секций, соединенных горизонтально петлями. Они поднимаются вверх при помощи электропривода, складываются и нависают над проемом. Фактически это подвижная стена, в закрытом положении защищающая ангар от порывов ветра и несанкционированного проникновения. В закрытом положении двери для надежности фиксируются в вертикальных стойках и на полу специальными шпильками.

Особенности двухсекционных ворот:

  1. Не уменьшается полезная площадь ангара и окружающего пространства;
  2. Требования к точности расположения направляющих уменьшаются, что резко снижает их стоимость;
  3. При больших размерах пролетов по длине и высоте у ворот сохраняются все свойства стен ангара;
  4. Можно сделать дополнительное утепление ворот;
  5. Относительно малая стоимость и простота установки;
  6. Простое управление открытием и закрытием ворот.

Секционные ворота

Конструкция состоит из большого количества секций, соединенных петлями между собой. Вверх и вниз они перемещаются по направляющим шинам, установленным по краям проема. Под ангарное перекрытие происходит плавное перемещение секций при открывании ворот. Под потолком они компактно укладываются, не занимая полезное пространство ангара.

Секционные ангарные двери — стражи самолета. Они надежно защищают авиационную технику, удобны в эксплуатации и могут перекрывать проемы шириной до 12 м. Суммарный вес конструкции — до 350 кг. Теплоизоляция достигается за счет легкого фетрового наполнителя в сэндвич панелях. Между секциями и по периметру устанавливаются уплотнители, задача которых — обеспечить жесткость и надежность всей конструкции. Техническому устройству такого типа необходимо минимальное обслуживание. Модульная сборка ворот позволяет в случае необходимости сделать оперативную замену поврежденной секции.

Анализ видов ангарных ворот показал, что они отличаются большим разнообразием по типам конструкции, качеству используемых материалов и стоимости изготовления. Стоимость ангарных ворот заводского изготовления с утеплением без учета возможного усиления конструкции ангара находится в диапазоне 0,6 – 1,5 млн. руб. Это заставляет искать более дешевые варианты.

Варианты самостоятельного изготовления ангарных ворот

На конструкцию ворот для «авиадома» влияют следующие параметры:

  1. Временный параметр. Авиаторы, в основном, арендуют площадь под ангар на аэродроме. Они могут пострадать в случае прекращения аренды. Поэтому многие строят временные ангары, которые можно разобрать и установить в другом месте.
  2. Антивандальный параметр. Даже при временном характере постройки ворота должны надежно защищать самолет от несанкционированного проникновения злоумышленников в ангар.
  3. Эксплуатационные параметры. Перед выбором ангарных ворот должны быть рассчитаны ветровая и снеговая нагрузка, учтены температурные параметры.

Учитывая вышеперечисленные параметры, определяем тип ворот. Своими руками можно изготовить и смонтировать тентовые и откатные ангарные ворота. Они не требуют сложных расчетов, изготавливаются из доступных материалов и обходятся не так дорого. Например, сделанные кустарным способом откатные ворота размером 12 х 4 метра стоят с работой от 50000 рублей.

Все остальные типы (секционные, вертикальные ворота «гармошкой», роллетные ворота с откатной соединительной стойкой, подъемные двухсекционные типы конструкций и прочее) изготавливаются в заводских условиях. В этом случае удешевить общую стоимость можно только за счет самостоятельной сборки.

Самодельные откатные будут стоить в разы дешевле их заказа в специализированной фирме. Основные детали конструкции:

  1. Рама (каркас). Должен быть в 1,5 раза шире проема ворот. Формируется на плоской поверхности строго по уровню и сваривается.
  2. Полотно. Собирается из отдельных панелей с утеплителем, плотно прижатых друг к другу. Часто обшиваются металлом.
    Несущая балка. Используется в качестве направляющей для роликов несущих тележек.
  3. «Ловушки» полотна. Крепятся по обе стороны проема для фиксации откатных ворот.
  4. Пластины-держатели. Защищают полотно от шатания.
  5. Две роликовые платформы. Зафиксированы на полотне строго по расчету для легкого скольжения роликов в несущей балке.
  6. Зубчатая рейка и электропривод. Обеспечивают автоматическую работу устройства.

Ангарные ворота проще сделать своими руками, воспользовавшись предложением производителей. Например, в продаже можно найти откатные ворота подходящего размера с полным комплектом оборудования, крепежных элементов и фурнитуры.

С помощью инструкции и необходимого набора инструментов можно быстро смонтировать конструкцию. Кроме того, есть видео-уроки, в которых наглядно показаны действия мастера с акцентированием ключевых моментов монтажа.

Наверх